В среду министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев обнародовал итоги внутреннего товарооборота между странами — членами Таможенного союза — Россией, Казахстаном и Белоруссией — за 2009—2011 годы.
Из отчета министра следует, что продуктивнее всех возможностями Таможенного союза воспользовалась Белоруссия.
«За эти три года Беларусь увеличила свое присутствие на казахстанском рынке на 15%, на российском рынке — на 20%. Эффект от Таможенного союза очевидно сказывается на белорусском экспорте»,
— заявил Слепнев агентству «Новости». Он объяснил это тем, что Белоруссия больше, чем Россия и Казахстан, проявляет заинтересованность в продаже своих товаров на рынок Таможенного союза.
Казахстан увеличил долю своих товаров на российском рынке на 10%.
Доля присутствия российских товаров на рынке Белоруссии снизилась на 1,5%, а в Казахстане увеличилась на 30%.
В целом по итогам 2011 года торговля со странами — членами ТС занимала 46,4% объема внешнеторгового оборота для Белоруссии, 18,2% для Казахстана и 7,5% для России.
Суммарный объем внешней торговли государств — членов ТС с другими странами в 2011 году составил $913 млрд, увеличившись на 33% по сравнению с 2010 годом, сообщил Слепнев. Экспорт вырос на 34,2%, до $586,5 млрд, а импорт — на 31,1%, до $326,5 млрд. Преобладающую роль в торговле ТС с третьими странами играет Россия, на нее приходится 83,6% оборота, доля Казахстана составляет 11,4%, Белоруссии — 5%.
У экспертов статистика ЕЭК вызывает некоторое недоумение.
«Непонятно, почему подсчитан товарооборот за три года, если в 2009 году еще никакого Таможенного союза фактически не было, а действовать он начал во второй половине 2010 года, да и то с большими изъятиями»,
— говорит руководитель практики таможенного права юридической компании Goltsblat BLP Елена Белозерова.
Но тренд все равно очевиден, признают они. «Россия не получила прямых экономических выгод от создания Таможенного союза, от свободной торговли, потому что основу российского экспорта составляют энергоресурсы, цены на которые договорные», — констатирует партнер BDO в России Елена Хромова.
«Таможенный союз создавался как политическое образование по инициативе России, не удивительно, что некоторые из союзников получили преференции, что не могло не снизить экономическую выгоду для России», — добавляет Белозерова.
Белоруссия увеличила долю своих товаров в России также благодаря девальвации национальной валюты, добавляет старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин:
снижение курса белорусской валюты к рублю и унификация таможенных тарифов открыли просторы для сбыта белорусской продукции, которая стала еще конкурентней на российском рынке.
Сокращение доли российских товаров на белорусском рынке объясняется тем, что Белоруссия смогла отстоять, хотя и временно, некоторые заградительные меры против российских товаров. В первую очередь тех, на которых она сама специализируется: сельхозпродукция, агрохимия, машиностроение, уточняет профессор факультета мировой экономики и мировой политкии НИУ ВШЭ Алексей Портанский.