В Госдуму внесен законопроект о снижении порога доминирования на рынке мобильной связи. Предельный показатель для сотовых операторов — 25%, говорится в документе. Законопроектект внес в Госдуму депутат от «Единой России» Максим Коробов.
Сейчас оператора связи признают «субъектом, занимающим доминирующее положение», если его доля на рынке превышает 50%, а «в ряде случаев 35%», сообщается в пояснительной записке к документу. По мнению автора поправок, «такое регулирование на рынке информационно-телекоммуникационных технологий противоречит рыночному».
«В соответствии с законом «О связи» операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, признаются лишь операторы фиксированной связи. Это дает конкурентное преимущество операторам других сегментов рынка, в частности операторам подвижной радиотелефонной связи. Поэтому операторы «большой тройки», контролирующие более 90% рынка мобильной связи в России, не признаются даже доминирующими в соответствии с антимонопольным законодательством», — говорит Коробов и предлагает считать доминирующими на рынке операторов с доле выше 25%.
Поправки запрещают допуск таких операторов к проведению аукционов на получение лицензий в области связи с использованием радиочастотного спектра.
По январским данным AC&M, в Москве у МТС 39,2% рынка, у «Вымпелкома» 35,3 %, у «Мегафона» 23,6 %. В Петербурге у МТС 30,8 %, у «Вымпелкома» 18,7 %, у «Мегафона» 32,9%. Остальные регионы в среднем: МТС — 31,3 % рынка, «Вымпелком» — 22%, «Мегафон» — 25,5%.
«Большая тройка» действительно доминирует на рынке, — рассказывает аналитик Банка Москвы Кирилл Горячих. — Но едва ли поправки могут что-то изменить».
Рынок уже поделен и насыщен, считает он: масштабного роста абонентов нет. Поэтому от недопуска к аукционам «большая тройка», скорее всего, не пострадает, говорит эксперт.
«Снижением порога законодатель ничего не добьются», — подтверждает аналитик «Атона» Ирина Скворцова.
Бенефициарами поправок, по мнению Горячих, в случае их принятия станут «Ростелеком» и Теле2. «По сути, эти поправки выгодны только им», — считает аналитик. Абонентская база «Ростелекома» около 5–6% абонентов сотовой связи по России (контролирует «Уралсвязьинформ», «Волгу-телеком» и «Сибирь-телеком»), а у «Теле2» — 8,5%.
Поэтому, добавляет Скворцова, в некоторых регионах, например в Сибири, «Ростелекому» и «Теле2» может быть выгодно исчезновение конкурентов на конкурсах по распределению частот.
О планах государственного «Связьинвеста» (контролирует «Ростелеком») по созданию сотового оператора-конкурента «большой тройки» участники телекоммуникационного рынка говорят с 2008 года. Тогда холдинг заявил об объединении активов всех межрегиональных компаний (МРК). По неофициальной информации, в «Ростелекоме» рассматривали возможность покупки оператора «Мегафон».
В мае 2010 года было официально объявлено: планы «Связьинвеста» по созданию четвертого федерального GSM-оператора отменены. Компания признала, что упустила время.
Но накануне стало известно, что «Ростелеком» ведет переговоры с «Мегафоном» о создании «виртуального мобильного оператора» на основе его сети. Для предоставления услуг «Ростелеком» будет использовать аппаратные возможности «Мегафона» и других сетей. Гендиректор «Мегафона» Сергей Содатенков подтвердил «Газете.Ru», что компания обсуждает с «Ростелекомом» создание виртуального сотового оператора. «Мы обсуждаем разные модели. У «Ростелекома» есть инфраструктура, которая поможет удешевить услуги связи и сделать модель виртуального оператора рентабельной», — сказал он.
В пресс-службе МТС уверены, что рынок мобильной связи в России «является одним из наиболее конкурентных и не нуждается в дополнительном регулировании». «Именно благодаря высокому уровню конкуренции удалось добиться того, что цены на услуги мобильной связи в России являются одними из самых низких в мире, а проникновение составляет более 150%», — заявили в компании, добавив, что «дополнительное регулирование приведет к ухудшению конкурентных условий, повышению уровня цен и замедлению развития не только отрасли, но экономики России в целом».
«Предложение не допускать оператора связи, занимающего более 25% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, на конкурс на получение лицензий в области связи не соответствует принципу экономической свободы, установленному Конституцией», — добавляют в «Вымпелкоме».