Yandex ищет миллиард

Yandex нанял организаторов IPO на $1 млрд

Петр Канаев 21.02.2011, 10:21
Александр Вайнштейн/Коммерсантъ

Размещение акций российского интернет-концерна Yandex пройдет в июне на американской бирже Nasdaq. Организаторы IPO рассчитывают получить $1 млрд. Первые попытки российских компаний выйти на западные биржи в 2011 году провалились.

Российская интернет-корпорация Yandex готовит первичное размещение акций на американской бирже Nasdaq. Организаторами IPO выступают банки Morgan Stanley и Deutsche Bank, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.

Один из источников, пожелав сохранить анонимность, сообщил, что заявка от Yandex в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC) будет подана в течение нескольких недель. Размещение бумаг может состояться в июне, знает источник.

Получить оперативный комментарий представителя Yandex не удалось. Пресс-секретарь Morgan Stanley Пэн Пэндлтон отказался прокомментировать Bloomberg перспективу вывода Yandex на IPO в Америке. Связаться с представителем Deutsche Bank не удалось.

В конце 2010 года основной акционер Yandex Аркадий Волож говорил «Газете.Ru» о наличии альтернативных сценариев развития, помимо IPO.

«Конечно, альтернативы есть: можем и не делать ничего — мы хорошо зарабатываем. IPO — это одна из возможностей развития», — заметил он.

По данным источников Bloomberg, объем размещения бумаг Yandex в США может составить около $1 млрд.

Yandex рассматривал возможность выхода на биржу и в 2008 году. Тогда к IPO компанию готовили банкиры из Morgan Stanley и «Ренессанс капитал». Бизнес компании до кризиса оценивался в $3 млрд по верхней границе диапазона. Но кризис заставил компанию отложить размещение. В 2009 году переговоры о приобретении 10% акций Yandex вел предприниматель Алишер Усманов, которому принадлежит доля в интернет-концерне Mail.ru Group, являющемся конкурентом Yandex. Сделка не состоялась. А в сентябре 2009 года Yandex выпустил в пользу Сбербанка РФ одну «приоритетную акцию». Такая акция позволяет блокировать сделки с пакетом более 25%. Продажу «золотой акции» осенью 2009 года отраслевые аналитики оценили как этап подготовки к IPO.

В ноябре 2010 года на биржу вышел Mail.ru Group. Компания разместилась по верхней границе ценового диапазона, объем размещения составил $1 млрд при капитализации $5,4 млрд.

«Инвесторы могут оценить Yandex так же хорошо, как и Mail.ru Group», — говорил эксперт «Финама» Леонид Делицын, замечая, что среди активов Yandex пока нет популярных социальных сетей. «Но российский поисковик, — заметил Делицын, — показал, что умеет зарабатывать деньги».

По предварительным данным, выручка российской интернет-компании в 2010 году в рублях увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 43% до 12,5 млрд рублей ($410 млн). В структуре доходов выручка от контекстной рекламы составила 88%. По отношению к 2009 году продажи контекстной рекламы выросли на 45%, отчитался Yandex.

По данным Liveinternet, за год доля поиска Yandex увеличилась в России на 5,2% до 64,1%. В сomScore посчитали, что с ноября 2009 года по ноябрь 2010 года месячная аудитория поисковика выросла на 64%, в ноябре 2010 года — более 54 млн пользователей.

Но зарубежные инвесторы пока игнорировали попытки российских компаний провести IPO.

В 2011 году с формулировкой «из-за плохой рыночной конъюнктуры» три российских компании — «Кокс», ЧТПЗ и Nord Gold — перенесли IPO. В прошлом году от IPO отказался медиахолдинг Владимира Потанина «Профмедиа», владеющий поисковой системой в интернете Rambler.
За месяц с середины января 2011 года акции конкурента Yandex – Mail.Ru Group – на Лондонской фондовой бирже опустились на 20%, до $35 за бумагу (на площадке торгуются глобальные депозитарные расписки на акции Mail.Ru Group).