Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Захват неба

British Airways и Iberia купят 12 авиакомпаний

Ольга Танас, Андрей Ковалевский 06.09.2010, 20:21
airflights.to

На основе сливающихся British Airways и Iberia будет создан крупнейший авиаперевозчик в мире. Для этого объединенная компания собирается поглотить еще 12 перевозчиков из разных стран. Правда, российских в этом списке нет.

«Нет предела нашим амбициям», — с такого заявления начал интервью британской Daily Mail глава компании British Airways (BA) Уилли Уолш. Только весной BA подписала договор о слиянии с испанской Iberia (объединенная BA-Iberia будет иметь выручку примерно $22 млрд, выполнять рейсы более чем в 200 точках на более чем 400 самолетах), а теперь, по его словам, BA собирается купить еще 12 авиакомпаний по всему миру. Уолш хочет объединить их все под новым брендом International Airlines Group (IAG), который станет крупнейшим мировым перевозчиком.

Уолш не назвал авиакомпании, которые войдут в IAG. Сами перевозчики, вошедшие в этот список, также еще не знают о том, что их собираются купить. Но, как говорит Уолш, компании, покупки которых будет добиваться British Airways, являются «единомышленниками». По данным Daily Mail, это могут быть American Airlines, с которыми British Airways и Iberia уже заключают трансатлантический альянс, а также чилийская LAN и бразильская TAM. Кстати, LAN сейчас ведет переговоры о слиянии с TAM. «Латинская Америка стоит в нашей повестке дня. Мы очень заинтересованы в возможности включить южноамериканского перевозчика в наш портфель», — объясняет Уолш.

Другими возможными претендентами являются австралийская авиакомпания Quantas, гонконгский Cathay Pacific, авиалинии ЮАР, катарская Qatar, финская Finn Air и иорданская Jordanian. «Глядя на список компаний, мы понимаем, насколько сложным может быть объединение. Некоторые из сделок возможны уже в ближайшее время, а некоторые могут быть очень трудными», — признает Уолш.

«Объединение — это неизбежный процесс глобализации», — говорит руководитель отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров.

Для того чтобы удержаться в рыночной нише, авиакомпаниям приходится вступать в союзы и совместно выстраивать свои маршрутные сети, договариваясь об удобных стыковках. Пассажир от таких объединений только выигрывает.

Лететь по длинному маршруту с несколькими пересадками можно по одному билету. В прошлом году Deutsche Lufthansa поглотила Austrian Airlines, Brussels Airlines и BMI British Midland Airlines, а Air France-KLM приобрела миноритарный пакет в итальянской Alitalia. А в мае этого года о слиянии объявили американские компании United Airlines (UAL) и Continental Airlines. Если бы не нынешние планы BA и Iberia, именно американское слияние создало бы крупнейшую авиакомпанию в мире с долей рынка 7% (сейчас лидером является Delta).

Большинство российских авиакомпании BA и Iberia в приницпе не интересны. Добрая половина из них финансово неустойчивы, многие слишком малы. «Крупный «Аэрофлот» купить нельзя — это государственный перевозчик, — говорит Гусаров. — К тому же «Аэрофлот» уже является членом глобального альянса Sky Team». Еще два солидных перевозчика — «Трансаэро» и UTair — будут рассматривать для союза Star Alliance, где лидером является конкурент BA — Lufthansa

Пожалуй, единственный перевозчик, который гипотетически мог бы заинтересовать BA и Iberia, — S7. Эта авиакомпания как раз собирается войти в альянс, контролируемый BA, — One World. Но даже если бы желание взять под крыло S7 у BA и Iberia и возникло, осуществлению слияния, скорее всего, помешало бы несовершенное российское законодательство, говорят эксперты.

В последнее время внутренней консолидацией российской авиаотрасли в основном занимается само государство. Правда, удачными объединения, инициируемые им, назвать сложно. Например, из-за медлительности госкомпании «Ростехнологии», собравшей сразу несколько авиационных активов, так и не появился на свет проект «Росавиа». Теперь активы «Ростехнологий» решено передать «Аэрофлоту». Но польза от такого слияния тоже сомнительна, говорят эксперты.