Пенсионный советник

Причина гангрены ног

Принят технический регламент на табачные изделия для стран — членов ЕврАзЭС

Рустем Фаляхов 06.08.2010, 13:49
ИТАР-ТАСС

Устрашающие изображения и надписи о вреде курения займут не треть сигаретной пачки, а половину ее площади, а термин «легкие сигареты» вовсе запретят. Это предусматривает новый технический регламент на табачные изделия, который вступит в силу в 2012 году во всех странах ЕврАзЭС. Российские табачники надеются смягчить проект.

Рабочая группа Евразийского экономического сообщества (Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия) приняла за основу новый технический регламент на табак и табачные изделия.

В регламенте «О безопасности табачной продукции» дано отдельное определение, что считать «медицинским предупреждением о вреде табака». «Это информация о разрушительных последствиях потребления табачных изделий и табачного дыма на здоровье человека в виде текста, рисунка и/или пиктограмм, а также иная соответствующая информация, такая как адрес сайта и телефонной линии помощи по прекращению курения», — говорится в регламенте.

Члены рабочей группы (в нее входят чиновники, представители общественных организаций и табачных компаний) договорились также о том, что

методы определения содержания смолы и никотина, монооксида углерода в дыме сигарет с фильтром должны соответствовать действующим международным стандартам серии ISO.

Но ссылки на конкретный стандарт убрали из текста регламента, чтобы у производителей табака не появился соблазн использовать устаревшие нормы после их пересмотра.

По новому регламенту будет запрещено указывать на пачке сигарет термин «легкие», а также размещение информации о пониженном содержании смол, отмечает член рабочей группы ЕврАзЭС, председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. То есть

на сигаретной пачке и упаковке не должно быть таких надписей, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие», «ультра легкие», «мягкие», а также аналогов таких слов на иностранных языках,

знаков и иных обозначений, «создающих прямо или косвенно ложное впечатление о характеристиках табачного изделия и воздействиях его на здоровье, а также о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия».

Более того, на каждую пачку, упаковку табачных изделий и лист-вкладыш наносится предупреждение о вреде потребления табака.

Такое предупреждение должно включать в себя «цветной рисунок или фотоизображение разрушительных последствий потребления табака и вдыхания табачного дыма для организма человека и сопровождающий его текст».

Причем предупреждение о вреде потребления табака должно соответствовать семи требованиям. В частности, оно должно располагаться в рамке на лицевой и обратной основных сторонах сигаретной пачки и, самое главное, занимать не менее 50% площади лицевой и обратной сторон пачки.

Предупреждение должно быть напечатано таким образом, чтобы обеспечить его целостность при открытии пачки или упаковки табачного изделия. Указан даже межстрочный интервал текста — не должен превышать 1,5 мм.

И уж тем более предупреждение не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться какой-либо печатной информацией или марками акцизного сбора.

С 26 июня в России на пачках наносится кроме основной предупредительной надписи — «Курение убивает» — наносится одна из дополнительных предупредительных надписей из утвержденного списка.

Например,

производителю табака разрешается выбрать одно из невеселых предупреждений: «Курение вызывает инсульты» или «Курение вызывает преждевременное старение кожи». Неплохо смотрится и такая надпись: «Курение — причина гангрены ног».

Дополнительная предупредительная надпись должна сопровождаться рисунками или пиктограммами либо включать их.

Чтобы табачники не подмешивали в сигареты разного рода «травку», регламент «не допускает использование в качестве ингредиентов для табачной продукции некоторые химические вещества и растения с соответствующими свойствами».

Сведения о максимальной розничной цене на пачке сигарет члены рабочей группы исключили из техрегламента, поскольку механизм максимальных розничных цен действует только в России, но добавили отдельным абзацем понятие «самозатухающая сигарета» — это сигарета промаркированная особым образом, при изготовлении которой применяются специальные технологии, обеспечивающие самопроизвольное затухание.

Принятый вариант технического регламента на табачную продукцию — это победа антитабачного движения, убеждена сопредседатель Российской антитабачной коалиции, член рабочей группы ЕврАзЭС Дарья Халтурина.

«Изначально табачные компании, входящие в рабочую группу, продвигали свой вариант технического регламента, при котором производитель сам был бы вправе решать, размещать ему предупредительные надписи или же изображения, что фактически означало бы полное отсутствие устрашающих картинок на пачках»,

— рассказывает Халтурина. Но позиция Казахстана, Белоруссии и Таджикистана была очень жесткой. Тогда табачники попытались продвинуть вариант, при котором на фронтальной стороне размещается только надпись, а на тыльной — картинка. Однако и это им не удалось, радуется Халтурина.

Техрегламент ЕврАзЭС полностью соответствует Рамочной конвенции по борьбе против табака ВОЗ (РКБТ ВОЗ), которую Россия ратифицировала в апреле 2008 года. Подобная рода маркировка есть в Канаде, Австралии, Таиланде и ряде других стран, уточняют в КонФор.

Этот формат на сегодняшний день является самым эффективным, говорят разработчики реагламента: он в несколько раз повышает уровень информированности курильщика о последствиях табакокурения. Кроме того, размещение больших предупредительных изображений с обеих сторон пачки значительно снижает привлекательность сигарет для девушек и подростков — именно они сейчас стали основной целевой аудиторией табачных кампаний, сошлись во мнениях представители делегаций стран — членов ЕврАзЭС.

Однако табачные компании считают, что точка в техрегламенте еще не поставлена. Как заявили «Газете.Ru» в российском представительстве «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг», они готовы представить свои возражение к техрегламенту в развернутом виде.