Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Натуралка» пока не спасает от убытков

Рост выплат и мошенники усугубили кризис в «автогражданке»

Алексей Мальгавко/РИА «Новости»

Согласно прогнозам, убытки страховщиков по договорам ОСАГО 2016 года составят более 64 млрд рублей. При этом эксперты отмечают, что эффективность реформы ОСАГО, начатой минувшей весной для вывода отрасли из кризиса, можно будет оценить не раньше, чем через год.

В течение последних нескольких лет о кризисе в ОСАГО говорят и участники рынка, и эксперты. А с недавних пор данные о возрастающей убыточности «автогражданки» для страхового бизнеса подтверждаются и регулятором рынка — Центробанком.

Реклама

Говоря о кризисе в отрасли, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев ссылается на данные ЦБ. «Регулятор отмечает убыточность отрасли ОСАГО. По его статистике по итогам четвертого квартала 2016 года и первого квартала 2017 года, убытки, которые получают страховщики, исчисляются не 1 млрд рублей, а по 10 млрд рублей в каждом квартале. Наша оценка хуже, но более реалистична», — отметил он.

Помимо этого в РСА заявили, что статистика Банка России, демонстрирующая плачевное состояние рынка ОСАГО, не стала неожиданностью для его участников. «Там и раньше видели, что страховщики уходят в минус, но этот тренд был неустоявшимся. В одном месяце могло быть, к примеру, минус пять миллиардов, а в другом плюс три, но к концу прошлого и к началу этого года в ЦБ не могли не признать, что кривая убытков неуклонно растет», — сказали в РСА.

Весной текущего года стартовала реформа ОСАГО, в ходе которой приоритетной формой возмещения ущерба при ДТП стала не денежная компенсация, а направление на ремонт. По замыслу её авторов, нововведения необходимы, прежде всего, для зачистки рынка от страховых мошенников, чья деятельность — в числе ключевых причин убыточности «автогражданки». Среди других негативных факторов — последствия повышения лимитов в ОСАГО в 2014 году, а также рост стоимости ремонта и запчастей в целом.

Однако направление на ремонт вместо денежных выплат будут получать только те автомобилисты, которые оформляли полисы ОСАГО после 28 апреля 2017 года. Это означает, что должен пройти минимум год, прежде чем можно будет оценить эффективность реформы; должна произойти полная замена полисов. А до этого времени отрасль будет испытывать прежнюю нагрузку, в виде убытков по старым договорам — и деятельности мошенников.

Именно «благодаря» им и выросла средняя выплата в ОСАГО: в мае 2017 года выросла на 28% и составила 80,13 тыс. рублей, а средняя премия сократилась на 3% — до 5,72 тыс. рублей. При этом размер средней выплаты по полису ОСАГО в 12 раз превышает его стоимость, тогда как в каско — всего в 1,7. Стоимость же ремонта в обоих случаях одинакова. Такой разрыв, по оценкам участников рынка, способствует масштабному незаконному обогащению в системе ОСАГО.

Эти факторы и обусловили нарастающий кризис отрасли. Так, по прогнозам РСА, чистый убыток страховщиков по договорам за весь 2016 год может составить почти 12,3 млрд рублей (с учетом расходов на ведение деятельности (РВД) — 65 млрд рублей). При этом общая сумма выплат с учетом РВД может превысить 290 млрд рублей.

«После волны, поднятой нами, поддержанной руководством ЦБ и доведенной до сведения президента, к борьбе со страховым мошенничеством подключились некоторые силовые структуры, наметился небольшой прогресс, — отмечет президент РСА Игорь Юргенс. — Но пока это латание дыр. Если в других странах убытки от деятельности мошенников заложены в тариф, то у нас — нет. Без либерализации тарифов на ОСАГО, постепенного расширения тарифного коридора, увеличения региональных коэффициентов глобально решить проблему не получится».

До завершения перехода на натуральное возмещение, считают эксперты, доля мошеннических выплат по ОСАГО от всех сборов — 30 % — останется прежней. На сегодняшний день в расчете от сборов это составляет 70 млрд рублей, в расчете от выплат — 52 млрд. Аналитики предрекают повторение острого кризиса 2013 года, когда страховщики массово отказывались от убыточного бизнеса, и в ряде регионов автовладельцы не могли купить полисы.

«С момента повышения лимитов в ОСАГО прошло уже более двух лет. Например, ровно два года назад средняя выплата составляла 42,4 тыс. рублей, а сейчас уже превышает 80 тыс. рублей, то есть рост в два раза. При этом эффект от повышения тарифов давно отыгран. Средняя премия осталась практически на прежнем уровне: в мае 2015 года она составляла 5,5 тыс. рублей, сейчас — 5,7 тыс. рублей», — пояснил Юргенс.

В качестве возможного решения проблемы сегодня называется повышение территориального коэффициента стоимости «автогражданки» в 2-6 раз в десяти городах. Предложение касается, в частности, Волгограда, в котором, по разным сценариям, нужно увеличить этот показатель в 4,41-6,5 раза; Иваново (в 2,94-3,38 раза), Ростова-на-Дону (в 2,77-3,23 раза), Краснодара (в 2,47 — 3,02 раза), Уфы (в 1,72-2,02 раза), Мурманска и Челябинска (в 2-2,26 раза), Ульяновске (2,78-3,58 раза), Казани (в 2,06-2,3 раза) и Нижнем Новгороде (2,26-2,68 раза).