Производство встало на ручник

Росстат опубликовал данные по автопроизводству в России с января по сентябрь

Елена Ходякова 22.10.2007, 20:24

Росстат опубликовал данные по автопроизводству в России с января по сентябрь. Показатели не оправдывали ожиданий специалистов.

С января по сентябрь в России было произведено более 936 тыс. легковых машин, говориться в отчете Федеральной службы госстатистики, это на 9,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Увеличился объем производства отечественных автокомплектующих. В этом году было собрано 330 тыс. автомобильных двигателей, это на 4,1% больше, чем за девять месяцев в прошлом году.

Развитие автомобильного производства в среднем опережает общий рост промышленности в стране, который составил всего 3%.

Специалисты считают, что автопром мог развиваться быстрее. Нынешние показатели не дотягивают до прогнозированных. Главным тормозом российской автопромышленности традиционно стали российские марки. Среди основных факторов, мешающих нашему производителю, эксперты выделили: недостаток денежных средств, низкий спрос на продукцию внутри страны, неопределенность экономической обстановки, отсутствие надлежащего оборудования и высокую конкуренцию из-за рубежа.

Доля «АвтоВАЗа» постоянно падает. В автопарке страны количество подержанных «Жигулей» и «Тойот» в ближайшее время может сравняться. Аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует, что уже к концу 2007 года в России будет насчитываться 8,2–8,4 млн легковых машин иностранных марок. Доля иномарок в российском автопарке увеличится к концу года до 29,5%.

Впрочем, в некоторых регионах уже сегодня на «Жигули» приходится всего 25–30% рынка, еще около 4–5% занимают другие российские марки, оставшиеся 65–70% делят между собой дилеры иномарок.

Например, по числу новых машин (2006 года выпуска) в парке тюменского региона две трети (более 280 тысяч иностранных моделей) приходится на автомобили марки Toyota (73 759 шт.), Nissan (28 935шт.), Chevrolet (19 127 шт.), Mitsubishi (19 115 шт.), Daewoo (18 953 шт.), Ford (18 269 шт.). По оценке специалистов автомобильный рынок Тюмени уступает сейчас только Москве и Санкт-Петербургу, где спрос на отечественные марки еще ниже.

Причина непопулярности «Жигулей» в том, что машины и их производство сильно устарели. Пресс-служба предприятия передает, что за девять месяцев на предприятии было внедрено в производство более 60 технологических новшеств. Примерно половина направлена на улучшение внешнего вида и эргономики. В числе ключевых модернизаций: новая технология изготовления лючка бензобака, более качественный монтаж капота и усовершенствованное производство наружных зеркал заднего вида на «Калинах». Семейство «Самар» получило новые обивки дверей, а на моделях 111 и 112 доработан монтаж облицовки ремня безопасности. Кроме того, с осени в серийном порядке стали монтировать на «Калины» и «Приоры» систему ABS.

Однако этого, по мнению специалистов, недостаточно для того, чтобы улучшить надежность российских машин.

Для того чтобы делать конкурентоспособную продукцию, предприятие должно снизить цены. Но из-за затрат на модернизацию завода и необходимостиь держать на работе больше людей, чем нужно, снижать цены предприятию не по силам.

Очевидно, что замедление роста отечественных марок быстро компенсируют иностранные сборочные заводы в РФ. В сентябре на полную производственную мощность начального цикла вышел завод малолитражных автомобилей в Набережных Челнах, где собираются SsangYoung и Fiat. С октября в Калуге начинают выпускать первые машины Volkswagen. В декабре откроется производство Toyota Camry под Санкт-Петербургом.

Специалисты «Автостата» говорят, что прирост парка иномарок за 2007 год составит 1,5–1,7 млн. машин (25,8%), а в следующем году может увеличиться до 2 млн. При этом парк автомобилей отечественных марок не вырастет, а через пару лет и вовсе начнет уменьшаться. Много старых машин будут снимать с учета.

При сохранении нынешних темпов прироста иностранного автопарка число иномарок и российских моделей сравняется в 2012 году, отмечают специалисты.

К тому моменту на учете будут числиться порядка 36–38 млн легковых автомобилей, в том числе 18–19 млн иномарок и такое же число российских моделей.