Михаил Фридман социально ответил

,
Фото: Константин Куцылло
«Альфа-групп» — вотчина олигарха Михаила Фридмана — теперь имеет собственную социальную политику. Свою ответственность он оценил в $5 млн — совсем не густо по сравнению с коллегами по РСПП. Олигарха почему-то вдохновили судьбы редких зверей в мире и ВИЧ-инфицированных россиян.

О том, что Фридман вслед за Владимиром Потаниным почувствовал себя социально ответственным за страну, стало известно со слов его соратника Александра Гафина.

«Реализация социальной политики банка находится под личным патронажем председателя совета директоров консорциума «Альфа-групп» Михаила Фридмана, который намерен активизировать это направление во всех компаниях консорциума, — заявил Александр Гафин, член совета директоров Альфа-банка, на заседании правления банка. — Мы уверены, что бизнес неразрывно связан с обществом, в котором он существует, с его проблемами, и содействие государству в решении социальных проблем — одна из его обязательных задач».

В среду правление Альфа-банка одобрило концепцию социальной политики банка на 2005 год, основная цель которой — «систематическая работа для социального мира и процветания». В отличие от Потанина, который занялся возрождением ПТУ (профильных) и науки (с которой надеется получить дивиденды), Фридман «увлекся» медициной.

Особое внимание Альфа-банк в 2005 году уделит благотворительной программе помощи тяжело больным детям «Линия жизни», сотрудничеству со Всемирным фондом дикой природы, финансированию Научно-практического центра помощи беременным женщинам и детям с ВИЧ-инфекцией, сказано в пресс-релизе.

Впрочем, если верить соратникам олигарха, эти социальные инициативы — далеко не первые. «Банк всегда занимался социальными проектами, сейчас мы решили выйти на новый уровень, — пояснил «Газете.Ru» Станислав Исмагилов, руководитель пресс-службы Альфа-банка.— Это переход от разрозненных инициатив к некоторой системе, призванный сделать нашу социальную деятельность более цельной и эффективной. Сейчас мы накопили необходимый опыт для такого перехода».

По словам господина Исмагилова, Альфа-банк готов ежегодно тратить $5 млн на социальные проекты. Пресс-секретарь не смог уточнить, сколько «Альфа» тратила на социальные проекты раньше, потому что это были разрозненные проекты разных компнаий.

Про инвестиции остальных компаний, входящих в «Альфа-групп», не сообщается.

Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, видит в заявлении «Альфа-групп» политический подтекст. По его словам, социальная ответственность сейчас является признаком политкорректности. Предприниматели надеются, что соответствие правилам игры, спущенным из Кремля, им рано или поздно «зачтется». Особенно актуально это стало после налоговой атаки на ЮКОС. А Олег Шенкер, аналитик ИК «Финам», уверен, что есть и другая цель: понравиться населению.

Михаил Фридман, «под личным патронажем» которого будет активизирована социальная политика во всех компаниях «Альфа-групп», лишь встает на проторенную коллегами по РСПП дорогу. Так, Виктор Вексельберг, совладелец ТНК-BP и «СУАЛ-Холдинга», в прошлом году не пожалел $100 млн, чтобы вернуть коллекцию яиц Фаберже в Россию, а Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос», потратил $1 млн на приобретение «Черного квадрата» Казимира Малевича и пообещал президенту России Владимиру Путину ежегодно инвестировать $40 млн в развитие водородной энергетики. Он также вкладывается в систему ПТУ. Таким образом, Потанин «прикрыл» себя сразу с трех направлений: образование, наукоемкие технологии и культура, что немедленно сказалось на отношениях с Кремлем: на прошлой неделе Потанина (небывалое нынче дело) пустили к Путину на аудиенцию.

На фоне этих предпринимателей вклад Махаила Фридмана в социальное пертнерства государства и бизнеса выглядит бледно. Особенно если учесть, что часть суммы пойдет в международный фонд, а не в российские проекты. По сравнению с доходами группы эти 5 млн и вовсе выглядят насмешкой.

Итоги за прошлый год еще не опубликованы, но известно, что в 2003 году чистая прибыль «Альфа-групп» увеличилась в три раза — с $626 млн до $1,99 млрд годом ранее. На 31 декабря 2003 года стоимость акционерного капитала составила $4,65 млрд.

Обращает на себя внимание и то, что новая социальная политика появилась спустя всего месяц после того, как бизнес «Альфа-групп» подвергся опасности: 9 декабря стало известно, что Федеральная налоговая служба предъявила «Вымпелкому», основному телекоммуникационному активу консорциума, налоговые претензии за 2001 год на $157 млн. Компании удалось добиться снижения претензий в 19 раз, но сигнал они поняли правильно.

Ирина Ложкина, аналитик ИК «Проспект», считает, что проведение социальной политики предоставляет не такие уж большие гарантии, но сейчас они необходимы крупным компаниям. «Я думаю, что, конечно, таким способом «обезопаситься» нельзя, но проявить лояльность к власти в нашей ситуации не будет лишним», — говорит она.