Пенсионный советник

Кремлевский диггер возвращается

Вадим Нестеров 12.10.2004, 16:05
Фото из архива Газеты.Ru

В новой книге Елены Трегубовой «Прощание кремлевского диггера» кремлевские «мутанты» и их бытописательница меняются местами.

Новая книга Елены Трегубовой читается быстро. Не в смысле «взахлеб», а в смысле объема – полутора часов хватит даже самому вдумчивому читателю. Очень хочется ограничиться, соответственно, лаконичной рецензией – из пары печальных междометий. Но требования жанра неумолимы, поэтому перейдем к некоторым разъяснениям.

Вышедшая год назад книга бывшей журналистки, работавшей в Кремле, называлась «Байки кремлевского диггера» и действительно стала бестселлером года – за год продано порядка полумиллиона экземпляров.

«Байки...» до сих пор входят в десятку самых продаваемых нон-фикшен книг, соперничая в топовом долголетии с «Кулинарной книгой лентяйки» самой королевы книжного рынка Дарьи Донцовой.

Рецепт успеха зашифрован в названии. Во-первых, это действительно байки, а не привычное занудство политических мемуаров – уж чего-чего, а бойкости стиля у Трегубовой не отнять. Слово «кремлевского» не менее значимо: тайны власти — это всегда заманчиво. И, наконец, слово «диггер», отодвигающее автора от предмета его исследования. Действительно, лазутчику, проникшему в стан кремлевских обитателей, нет никакой причины блюсти корпоративную солидарность, а, следовательно, можно надеяться на желанную правду-матку.

Про правду-матку сказано без малейшей иронии. Люди у нас, может, и мало знают, но зато прекрасно чуют. И сразу же уловили принципиальное отличие трегубовских воспоминаний от прочих политических мемуаров – полную искренность. Автор «Баек…» действительно верила в то, что говорила, и всерьез считала необходимым это сказать, пусть и преступая нормы профессиональной этики. Именно это послужило залогом заслуженного успеха.

На трех китах легкости, скандальности и откровенности и уплыла удачливая дебютантка к тиражам со многими нулями.

В новой книге практически все слагаемые успеха остались на месте. Трегубова по-прежнему предельно искренна, стиль остался на месте, в книге все так же много политики, страстных монологов автора, конспирологических предположений и размышлений о судьбах России.

Исчезло лишь одно – кремлевские обитатели. Их место заняла сама Елена Трегубова. Казалось бы – замена «мутантов» на их бытописательницу несущественна. В конце концов, и первая книга явно принадлежала к жанру «Я и великие», достаточно глянуть на названия глав: «Мое знакомство с Александром Волошиным…», «Моя прогулка с Лужковым на катере в Берлине…», «Валя Юмашев звонит мне спозаранку домой…», «Нас с Дедушкой Ельциным накрывает проблема-2000».

Однако «мутанты», как окрестила журналистка обитателей Кремля, оказались тем гвоздем, на котором сруб и стоял. В «Байках…» Трегубова нарушила неписаное правило, согласно которому журналист всегда остается за кадром; написала по сути производственный роман о кремлевских журналистах – и выиграла.

Журналист может быть равнозначен своему визави, но не может быть самодостаточен. Эта профессия – обслуживающая, журналист лишь переносит информацию от кого-то или чего-то к читателю, а степень профессионализма задается способностью ее обрабатывать. Как только носить становится неоткуда, журналист либо становится кем-нибудь другим, либо исчезает вообще.

Что и произошло с Еленой Трегубовой.

Половину «Прощания кремлевского диггера» она долго, с малейшими подробностями описывает историю со свето-шумовой гранатой «Пламя», взорвавшейся у двери соседней квартиры вскоре после издания «Баек…».

Первая часть так и называется «Как взрывали меня». Потом, очевидно, поняв, что детальные подробности походов в милицию и маминых слез читателей не очень заинтересуют, пытается переключиться на что-то другое. Но говорить, похоже, не о чем. Вот и пришлось сиять отраженным светом «Баек…» — вторую часть именовать «Как взрывала я» и расписывать перипетии с изданием своей книги.

Эту «вторичность», кстати, прекрасно поняли и издатели – и название книги, и макет обложки настолько идентичны первому бестселлеру, что не оставляют никаких сомнений – перед нами всего лишь попытка снять «второй слив» с удачного проекта.

Елена Трегубова, «Прощание кремлевского диггера». Ad Marginem, 2004.