Живописный подарок к юбилею «пи…..в»

Открылась 7-я художественная ярмарка «Арт-Манеж» — она опять выросла в объемах и расширила географию представленных работ.

Пространство Центрального выставочного зала до отказа заполнено искусством ХХ – ХХI веков, как изысканно обозначили организаторы хронологический диапазон. Не просто искусством, а исключительно живописью: таково правило игры в этом году. В прошлом декабре действовал принцип «одна галерея – один художник», так что концепция ярмарки эволюционирует, образно говоря, «от забора до обеда». Однако желающих поторговать изящным под стенами Кремля причуды оргкомитета не останавливают: число заявок растет, и в нынешнюю экспозицию, по сообщению директора ЦВЗ «Манеж» Станислава Каракаша, не допустили аж 11 галерей – подкачали эстетические принципы. Когда конкурс вырастет хотя бы до полутора претендентов на место, можно будет говорить о высоком европейском качестве ярмарки, что и является целью устроителей.

Живопись так живопись. Товар в нашем обществе всегда был ходким, а в последнее время добавилась еще и модная мировая тенденция. То есть они уже снова начали покупать холсты и картоны, а мы и не переставали. Насколько это хрупкое космическое равновесие поспособствует коммерческому успеху ярмарки, будет ясно позже. Зато заранее понятно, что задача валовой реализации для «Арт-Манежа» не просто первая, а фактически единственная. Зона нонпрофитных проектов усечена до единственной выставки, посвященной 40-летию достопамятного визита Никиты Сергеевича Хрущева на юбилейную же экспозицию МОСХа.

Генсек в декабре 1962 года не только публично усовершенствовал русскую обсценную лексику, но и довел до кризиса вольнолюбивую тактику «оттепельных» художников. Следствием высочайшего гнева стало появление художественного андерграунда, который в названии выставки почему-то стал нонконформизмом (строго говоря, из лозунга «40 лет нонконформистского искусства» следует, что прежде все художники были заядлыми конформистами).

Как особо подчеркнул куратор Евгений Барабанов, сегодняшняя экспозиция на антресоли не является реконструкцией зрелища, представшего некогда перед очами оторопелого Никиты Сергеевича. Сюда вошли даже вещи 1990-х годов – по той причине, что их создатели мысленно солидаризировались с гонимыми. Ядром же выставки стали 12 работ из Третьяковки, авторы которых – Белютин (ставший главной причиной хрущевского раздражения), Вейсберг, Тяпушкин, Пивоваров, Янкилевский – действительно могут быть отнесены и к андерграундикам, и к нонконформистам. Помогли, чем смогли, и частные коллекционеры. Минимум анализа, максимум пафоса, но ведь и сюжет делался для ярмарки, а не для научной конференции.

К акциям полукоммерческого характера можно отнести специальный проект «Куратор + художник». Смысл таков: начинающий арт-дилер представляет молодого автора, всячески его рекомендует и пропагандирует, после чего ждет результатов. Если продажа состоялась, то проект коммерческий, если нет – просветительский. Проигравших не будет. Еще одна история, за которую отвечает руководитель «Риджины» Владимир Овчаренко – «Искусство из первых рук», самопоказ избранных авторов от Пепперштейна до Виноградова с Дубосарским. Определение их всех как звезд мирового уровня оставим на совести пресс-агентов, но уголок актуального искусства на фоне бесконечных марин, обнаженок, экспрессивных брызг и малахольных постмодернистских персонажей все-таки создан.

Существенно расширилось географическое представительство «Арт-Манежа» – здесь галереи не только из Москвы и российской глубинки, но и из Западной Европы и Азии. К примеру, берлинец Вальтер Бишофф привез двух китайцев – Zhou Brothers. Дуэт с цирковым названием сразу же по прибытии продемонстрировал чудеса изобразительной техники: расписал прямо на манежной стене длиннющий холст, который теперь намерен продать за 200 тысяч евро. В остальных местах цены существенно ниже, так что дойти до «Манежа» все-таки стоит, – а вдруг?

Ярмарка продлится до 13 декабря.