Минпросвещения России планирует в октябре завершить разработку проекта новой системы мотивации педагогов, которая скажется и на зарплате, после чего представит ее вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, курирующей нацпроект «Образование». Об этом сообщила в пятницу во время встречи с учителями в Томске замглавы министерства Марина Ракова, передает ТАСС.
«Мы разработаем достаточно интересную систему, которая, в том числе, приведет к определенным изменениям в системе оплаты труда работников отрасли образования. В октябре мы более-менее финализируем версию продукта, который будем представлять в комитете Татьяне Алексеевне Голиковой. Надеемся, что с 2020 года у нас возникнут пилотные регионы [для тестирования системы] с целью дальнейшего тиражирования на всю страну», - сказала Ракова.
Она отметила, что профессионализм педагогов возможно повысить в первую очередь через мотивацию к саморазвитию, но ее сейчас практически нет по разным причинам - из-за зарплат, нагрузки и профессионального выгорания.
«Безусловно, основной педагогический состав <…> на текущий момент не соответствует на 100% тем вызовам, которые у нас есть. Мы видим, что ситуацию возможно поменять. Возможно, не через назидание, а предоставление бесконечной возможности ощутить себя частью чего-то», - пояснила Ракова.
Нацпроект «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года. Проект, общий бюджет которого составит почти 784,5 млрд рублей, призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Куратором нацпроекта назначена Голикова, руководителем - министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Робототехника может войти в школьную программу как один из предметов, барьеров для этого нет, многие школы уже внедряют ее в учебно-методические комплексы по разным дисциплинам, сообщила замминистра просвещения.
«Это уже происходит [преподавание робототехники на уроках в школах] и в рамках физики, и в рамках предметной области технология, поэтому ограничения на текущий момент для вхождения в школы у робототехники на вообще не существует. <…> Барьеров не вижу вообще», - сказала Ракова.
Она отметила, что некоторые школы уже внедряют робототехнику в учебно-методические комплексы по разным предметным дисциплинам.
Ранее эксперты Института развития интернета (ИРИ) и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» составили список новых уроков, которые могут появиться в школах уже в 2030 году и будут направлены на развитие у детей «навыков будущего», необходимых для освоения профессий будущего. В список вошли девять предметов: помимо популярных сегодня робототехники и программирования, в него включены VR-архитектура, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ и работа с большими данными, основы цифровой грамотности, архитектура искусственного интеллекта, киберспорт и web-дизайн.
Ракова сообщила, что Минпросвещения РФ подготовит варианты решения проблемы трехсменного обучения в школах и до конца октября представит их вице-премьеру России Татьяне Голиковой.
«Расчеты делаются, у нас есть отдельное поручении насчет глобальной аналитики по проблематике третьей смены. К концу октября мы это представим курирующему вице-премьеру - Татьяне Алексеевне Голиковой. Дальше [результаты] будут «опубличены», и приняты решения, как мы будем - за счет пятого ли этажа [в школах], за счет ли комплексного строительства детсадов со школами [решать проблему]. Различные варианты проектируются - до конца года, уверена, они будут представлены населению, в том числе», - сказала Ракова.
Согласно нацпроекту «Образование», трехсменное обучение в школах необходимо ликвидировать до 2021 года. Для решения проблемы предлагается строить новые образовательные учреждения - в ближайшие годы планируется строительство не менее 475 новых школ, создание более 300 тыс. новых мест в школах. В конце октября Минстрой России смягчил требования к этажности школ, предусмотрев возможность проектирования пятиэтажных школ. По словам главы министерства Владимира Якушева, использование пятого этажа также может помочь создать новые места в школах.