Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Уроки крымоведения

Минобрнауки подготовило рекомендации школам, как проводить уроки, посвященные Крыму и Севастополю

Елена Мухаметшина 06.05.2014, 19:53
Священник Симферопольской и Крымской епархии отец Василий с вертолета МИ-8 МЧС России освящает... РИА «Новости»
Священник Симферопольской и Крымской епархии отец Василий с вертолета МИ-8 МЧС России освящает крымскую землю

Крым как колыбель православия и земля, обильно политая русской кровью и овеянная ратной и трудовой славой, — именно в таком контексте Минобрнауки советует рассказывать школьникам о вхождении Крыма в состав России. Правда, о цене, которую за это может заплатить Россия, школьникам знать не обязательно.

Минобрнауки подготовило рекомендации и материалы для проведения школьных уроков по теме «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». Они носят рекомендательный характер, однако учитывая, что школы уже по собственной инициативе стали проводить уроки, посвященные присоединению Крыма, очевидно, что материалы Минобрнауки будут пользоваться популярностью среди директоров и учителей. К тому же рекомендации были направлены в региональные органы управления образованием.

До и после этих уроков для учителей рекомендуется провести совещание. В частности, после уроков нужно обсудить уровень знаний и «понимания детьми роли Крыма в истории России, их учет в дальнейшей учебной и воспитательной деятельности». Итоги уроков предлагается выкладывать на сайте школы — это могут быть видеоролики, рисунки и т.п.

Сомнений в целесообразности присоединения Крыма на уроках быть не может. Цели уроков, которые прописывает Минобрнауки, — «показать историческую и геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России, подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения, дать учащимся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства».

Учитель на уроке должен рассказать об историческом аспекте, а также о документах, на основании которых Крым и Севастополь вошли в состав России.

В частности, нужно будет обязательно процитировать отрывки из обращения президента к Федеральному собранию по присоединению Крыма и Севастополя.

Проведенные уроки должны пробудить школьников самостоятельно изучать «уникальные и многострадальные уголки нашей России — ее новые субъекты».

Материалы для уроков делятся по возрастным категориям. Они рассчитаны на учеников 1–4-х классов, 5–8-х классов и 9–11-х классов. Младшеклассникам предложено поучаствовать в конкурсе рисунков на тему «Природа Крыма», конкурсе чтецов «Крым в русской поэзии» и сочинение «Что я видел в Крыму» или «Что можно увидеть в Крыму». На уроке рисования ученикам покажут слайд-шоу с видами Крыма, расскажут о русских художниках, работавших в Крыму. Итогом урока должна стать «рефлексия» — обсуждение работ, которые нарисовали школьники.

С учениками средней школы будут разговаривать про Крым на классных часах. Им расскажут про Херсонес, Севастополь, Бахчисарай, Чехова в Ялте, Айвазовского в Феодосии и лагерь «Артек». В качестве домашнего задания школьникам надо будет написать сочинение-размышление на тему «Путешествие в Крым».

Старшеклассникам предложено провести конференцию или «круглый стол», где нужно выступить с докладами. Темы докладов — «Пещерные города Крыма», «Горные вершины Крыма», «Максимилиан Волошин и Коктебель», «Страницы военной истории Крыма». Также предлагается создавать проекты на темы «Раннехристианские базилики Херсонеса», «Роль князя Потемкина-Таврического в освоении Крыма» и др. На «круглых столах» для старшеклассников кроме воспитания патриотизма, гражданственности и гордости за свою страну предложено развивать критическую оценку, умение анализировать и делать выводы. Дома школьники должны будут написать эссе «Крым: перспективы развития».

Кроме рекомендаций, как проводить уроки, посвященные Крыму, Минобрнауки представило материалы для учебных занятий для учеников 5–8-х и 9–11-х классов. Ученикам будут рассказывать, что Крым — место встречи мировых культур: эллинской, иранской, иудаистской и других. Красота Крыма покоряет «своим особым романтическим настроем». «А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Ливадия», — говорится в рекомендациях Минобрнауки. После такого лирического вступления школьникам расскажут, что 18 марта 2014 года был подписан «международный договор» о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

История Крыма, конечно же, уникальна. Оказывается, именно из Крыма «пошло распространение православия» как «духовной скрепы» по русской земле, поскольку Киевский князь Владимир принял христианство в «крымском Херсонесе».

После этого рассказывается про историю Крыма вплоть до момента, когда Екатерина II подписала указ о присоединении его к России. Дальше — что происходило с Крымом после его присоединения к России: строительство Симферополя и Севастополя, прокладывание дорог, обустройство Ялты. Потом — Крымская война, развитие курортов в Крыму, «паломничество» в Крым поэтов, писателей, художников и композиторов, гражданская война, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, Великая Отечественная война и оборона Севастополя. «В 1954 году в Советском Союзе готовились с помпой отметить 300-летие воссоединения Украины и России. Именно в связи с этим событием связано решение тогдашнего руководства страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым передать Крымскую область и Севастополь из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что и было сделано с нарушением действующего тогда конституционного законодательства РСФСР. Как писал в начале 90-х годов ХХ века российский писатель А.И. Солженицын по поводу этого акта: «Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!», — говорится в материалах Минобрнауки.

В 1991 году в нарушение итогов референдума, когда большинство жителей проголосовали за создание автономии Крыма, его оставляют в составе Украинской ССР.

С 1991 года в Крыму, по словам Минобрнауки, «шла искусственная украинизация, ущемляющая права как русского большинства, так и других народов полуострова». Школьникам расскажут, что политический кризис на Украине привел к вооруженному мятежу, в результате чего власть в стране захватили «поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы». И вот после референдума Крым вернулся в состав России: «Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной — Россией».

Для школьников есть и контрольные вопросы. Возможно, критическая точка зрения может быть высказана в ответе на вопрос «Как вы оцениваете присоединение Крыма и почему именно так?», однако больше места для дискуссии в рекомендациях нет. «Некоторые учителя нам говорили, что им не дают провести такие уроки, поскольку они — учителя истории, а уроки про Крым отдают классным руководителям, — рассказывает учитель истории, сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. — Пока в законе говорится о свободе прав, мы будем отстаивать право педагогов на свободу интерпретации. Но пока нам никто не жаловался». Сам Демидов не успевает рассказать своим школьникам про Крым. Об этом говорят многие учителя истории — у них просто не остается времени рассказывать про события последнего времени. Однако, по словам Демидова, его ученики не выразили большого интереса к присоединению Крыма: «Я в 10-м классе собрал мнения учеников, о чем бы они хотели узнать на последнем часе. Темы Крыма я там не вижу. Их больше интересует Брусиловский прорыв и династия Рюриковичей». Но все же Демидов отмечает, что школьников все равно интересуют последние события, правда, транслируют они ту позицию, которая преобладает в семье.

«Наверно, на этих уроках надо говорить о смешении разных культур, а не выпячивать роль православия, все-таки Минобрнауки предлагает рекомендации. Большинство классных руководителей их возьмут и не будут критически оценивать. Но если кто-то не захочет проводить урок по такой схеме, то они смогут провести урок по-своему. Хороший учитель будет провоцировать детей на дискуссию, ему важно пробудить способность критически мыслить. Но заставить всех учителей быть творческими, тем более по такой теме, где есть жесткая идеологическая позиция у власти, мы не можем. Учитель в большинстве своем конформист, он считает, что должен выполнять то, что предлагается сверху. Сама идея уроков про Крым меня не радует, навязывание трактовки спровоцирует думающих детей к отрицательной реакции. Тем более неправильно давать детальный план изложения. Правильнее ставить дискуссионные вопросы. Но избрана другая трактовка — дискуссия не нужна, необходимо формирование установок, кто-то мог бы это назвать промыванием мозгов», — говорит Демидов.

В течение следующего месяца в школы поступит методическое пособие «Крым в истории России» под авторством Кирилла Кочегарова. Сейчас оно уже продается в магазинах. Уроки, посвященные присоединению Крыма к России, начались в школах по всей России сразу после подписания договора и будут продолжаться до конца учебного года.