В пятницу Тверской райсуд столицы продолжил рассматривать ходатайство об избрании меры пресечения 61-летнему экс-гендиректору ОАО «Ижмаш» Владимиру Гродецкому. Накануне судья Александра Ковалевская, рассматривавшая это дело, отложила заседание, предоставив сторонам время на дополнительные доказательства. Заседание было назначено на 14.00, но началось с получасовым опозданием.
— Прошу присаживаться, — вошла в зал судья Ковалевская.
— Ваша честь, прошу разрешения присесть, — обратился к ней обвиняемый.
— Я сказала всем присаживаться.
Потом Ковалевская попросила стороны представить дополнительные документы, которые им удалось собрать к пятнице. Адвокаты предоставили свидетельство о том, что у сына обвиняемого Дениса Гродецкого есть четырехкомнатная квартира на западе Москвы (сам обвиняемый проживает и был задержан в Ижевске).
Также защитники показали медицинские документы, согласно которым у Гродецкого есть проблемы с сердцем. 14 марта он был на обследовании в столичной клинике, врачи диагностировали у него ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертензию, нарушение ритма, хронический панкреатит и др. Ранее также были предоставлены сведения о том, что он страдает сахарным диабетом второй степени. После этого адвокаты предоставили оригиналы документов, свидетельствующих о многочисленных государственных наградах и почетных званиях.
Далее адвокат по фамилии Павлов выразил готовность до 20 апреля внести из своих личных средств залог в 5 млн рублей. Также он предложил вариант избрания домашнего ареста для Гродецкого.
В случае избрания домашнего ареста он попросил разрешить некоему Виктору Стружанову посещать Гродецкого, чтобы «снабжать продуктами первой необходимости и лекарствами». Просил он также разрешить визиты работников коммунальных служб и врача.
Затем адвокат отреагировал на сообщение следователя ГСУ ГУ МВД по Москве Александра Колесникова, сделанное накануне, о том, что следствие намерено допросить по уголовному делу в суде президента Удмуртской республики Александра Волкова. «Заявление следователя по делу Владимира Гродецкого, сделанное им 11 апреля 2013 года в Тверском суде Москвы, вызывает полное недоумение. Во-первых, президент Удмуртии ни до, ни после ареста Владимира Гродецкого не общался ни с одним следователем, а о самом аресте узнал из сообщений федеральных информагентств. Во-вторых, президент Удмуртии по долгу службы знаком не только с Владимиром Гродецким, но и со всеми руководителями крупных и средних промышленных предприятий республики. И упоминать президента Удмуртии в связи с делом Владимира Гродецкого по меньшей мере некорректно», — процитировал адвокат заявление пресс-секретаря Волкова. Однако его слова участники заседания проигнорировали.
— Владимир Павлович, скажите, а вы ранее проживали и проживаете в этой квартире на законных основаниях? — поинтересовался у подсудимого следователь.
— Я говорил, что это квартира родственников, но часто бываю в Москве, останавливаюсь в ней, — ответил он.
На этом Колесников отметил, что Гродецкий не является ни собственником, ни арендатором этой квартиры и законных оснований на содержание в ней обвиняемого нет. «Квартира принадлежит его родному сыну, жить у родного сына имеет право каждый, поэтому это законное основание. Здесь нет каких-либо нарушений», — возразил Павлов.
Далее судья приступила к оглашению материалов дела. Гродецкому предъявлено обвинение в хищении денежных средств ОАО «Сарапульский радиозавод» на сумму более 35 млн рублей — ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). В 2007 году он, являясь гендиректором ОАО «Ижмаш», также был членом совета директоров радиозавода. По мнению следователей, он и ряд неустановленных лиц создали в Москве ряд фирм-однодневок и затем составляли контракты на приобретение комплектующих деталей для радиозавода. За поставки, которые в действительности не проводились, на счета фирм перечислялась плата.
В деле также есть предварительное аудиторское исследование, согласно которому точно так же в 2006 году на фирмы-однодневки было перечислено 62 млн рублей. Таким образом, сумма ущерба достигает 97,6 млн рублей.
Также в деле имеется письмо президента Удмуртии Волкова региональному омбудсмену, согласно которому Сарапульский радиозавод был продан в 2010 году во избежание банкротства. Был зафиксирован дефицит оборотных средств, установлено, что были перечислены денежные средства на приобретение комплектующих по завышенным ценам, в которых на самом деле не было потребности.
Также судья перечислила другие уголовные дела, на причастность к которым проверяется Гродецкий: это ущерб ОАО «Ижмаш» на 4,3 млн рублей и Ижевскому оружейному заводу на 200 млн рублей.
По мнению следователя, Гродецкий может продолжить заниматься преступной деятельностью, контролировать действия неустановленных соучастников, уничтожить доказательства, оказать давление на свидетелей и скрыться от следствия. По оперативным данным, близкие родственники обвиняемого в данное время проживают за пределами России и имеют там бизнес. В частности, у его сына есть гостиница в Таллине и Объединенных Арабских Эмиратах.
— Следователь, Гродецкому вменяется организаторская роль? — спросила судья.
— Ну пока…. в принципе да, — протянул следователь. — Пока группа лиц: там неустановленные лица.
Затем адвокаты принялись допрашивать следователя, ставя под сомнение, в частности, аудиторское исследование. «Как вы будете в присутствии прессы... нет, не в присутствии прессы… как вы будете извиняться перед Владимиром Павловичем?» — стыдили защитники Колесникова, путаясь в словах. Они сравнивали его с фигуранткой одного из дел «Оборонсервиса» Евгенией Васильевой, которой позволили домашний арест, с Верой Трифоновой и Сергеем Магнитским, которые скончались в СИЗО. «Если мы хотим такого же случая, тогда давайте поместим его в изолятор и дождемся несчастного случая», — вещали они. Защитники настаивали, что если и имело место преступление, то оно относится к сфере предпринимательской деятельности.
Адвокаты отметили также, что срок давности вменяемого Гродецкому преступления истекает в сентябре.
Сам обвиняемый жаловался на здоровье и заявил, что его оговаривают. «Я, конечно, возражаю против иной меры пресечения…. Я полагаю, данный залог будет уплачен теми деньгами, которые были украдены из Сарапульского радиозавода», — отрезал следователь. На это Павлов заметил, что деньги перечислять собирается он лично.
— Домашний арест несовершенен. Было дело в отношении работников ФСИН как раз по тем маячкам, — отметил Колесников, имея в виду партию бракованных браслетов, выявленных во ФСИН.
— И по побегам возбуждались уголовные дела — присаживайтесь, пожалуйста, — не дала ему продолжить Ковалевская.
Гродецкий напоследок заявил, что не сможет скрыться за границу. «Я выезжаю только с разрешения, потому что я секретоноситель и мне нужно получить разрешение на выезд», — сказал он.
Выслушав стороны, судья удалилась в совещательную комнату, пообещав вернуться через 15 минут, но задержалась более чем на полчаса. Около 16.30 она удовлетворила ходатайство следователя и отправила Гродецкого под арест на два месяца — до 10 июня.