Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зэки «зашились» по команде

В Киргизии более 400 заключенных зашили себе рты, требуя возвращения привилегий для криминальных авторитетов

В Киргизии продолжаются волнения в СИЗО и колониях по всей стране. Четыре сотни заключенных зашили себе рты, требуя возвращения привилегий криминальным авторитетам. Руководство исправительной системы пытается снизить градус напряжения, предлагая гуманизацию уголовного законодательства.

Больше недели продолжаются волнения в следственных изоляторах и колониях Киргизии, начавшиеся в прошлый понедельник с бунта в СИЗО-1 Бишкека, крупнейшего спецучреждения страны.

В ночь на вторник около 380 заключенных в СИЗО-1 и 61 заключенный из исправительной колонии № 8 зашили себе рты.

По словам представителей пресс-службы Главной службы исполнения наказаний (ГСИН) Киргизии, «команду «зашиться» дали отрицательно настроенные заключенные, добивающиеся открытия хотя бы одной камеры для криминальных авторитетов и свободного их перемещения по СИЗО». В ГСИН признали, что большинство заключенных в стране продолжают голодать. Все они находятся под наблюдением медиков. «За последние сутки к врачам за помощью обратились 115 человек. В то же время в СИЗО-1 принимают пищу 260 человек. Накануне это число составляло 221», — передает слова пресс-службы информационный портал KNews.

По данным ГСИН, причиной волнений стала «борьба с криминалом» в исправительных учреждениях, объявленная властями Киргизии. В некоторых изоляторах появились видеокамеры, спецаппаратура для глушения сигнала мобильных телефонов. Лидеры криминального мира — так называемые смотрящие, ранее свободно разгуливавшие по территории, — были переведены на общие условия содержания. Бунт в СИЗО-1 начался во время объявленного досмотра камер, совпавшего с переводом в другой изолятор «смотрящего» Дамира Сапарбаева.

Заключенные ошпарили кипятком четверых сотрудников СИЗО, подожгли матрасы, вырвались из камер и напали на охрану.

Усмирять их пришлось спецназу. В итоге пострадали 36 человек, в том числе шесть сотрудников ГСИН, один заключенный погиб (как установили судмедэксперты, он умер от передозировки наркотиков). После этого по всей стране заключенные объявили голодовку.

Всю неделю руководство ГСИН было вынуждено отражать нападки правозащитников и прессы. Чтобы показать «изнанку», в СИЗО-1 были приглашены правозащитники и журналисты. Во дворе были свалены свидетельства вандализма арестантов — вырванные с корнем тюремные запоры, поломанная мебель, среди которой находились совершенно не подходящие для спецучреждения деревянные кровати с высокими спинками и офисные столы.

Внутри журналистов ждал сюрприз — некоторые камеры выглядели как гостиничные номера. На полу лежали ковры, вместо лампочек висели люстры.

Авторитетные в некоторых кругах заключенные требовали к себе уважительного обращения. По слухам, даже уполномоченному по правам человека приходилось разуваться перед входом в камеру с коврами. Особенно выделялась камера «для вора в законе Камчы Кольбаева», передает информационно-аналитический портал Киргизии Comment. На стенах были обои, на столе стоял огромный плазменный телевизор, а в углу — душевая кабина. Кольбаев так и не побывал в этом «номере» — его не арестовывали. Вопрос об этой камере был задан депутатами на состоявшемся во вторник заседании. Ответ пришлось держать замминистра внутренних дел Бактыбеку Алымбекову. Он пояснил, что «камера была отремонтирована на деньги «общака». «Мы не имеем к этому никакого отношения», — добавил Алымбеков.

В свою очередь, журналисты поинтересовались у председателя ГСИН, как попали предметы роскоши в закрытое спецучреждение. Глава службы Шейшенбек Байзаков заявил, что все эти вещи в изолятор завез уволенный перед Новым годом начальник СИЗО-1 Ильмир Аллаяров. В отношении него уже возбуждено два уголовных дела.

В ГСИН не намерены идти на поводу у бунтующих заключенных, тем более что к их требованиям добавилась отставка председателя исправительной службы.

Накануне глава ГСИН Байзаков заявил, что в крайнем случае голодающих будут кормить принудительно. Каким образом будет решаться проблема столкновения с криминальными авторитетами, не желающими отдавать свои привилегии, в службе пока не говорят. Однако уже речь зашла о гуманизации уголовного законодательства. «Это позволит сократить контингент заключенных», — заявил во вторник на заседании комитета по правопорядку и законности парламента Киргизии заместитель главы ГСИН Калыбек Качкыналиев. По его словам, сегодня многие заключенные сидят даже за мелкие кражи, хотя на их содержание государство тратит большие деньги. Он добавил, что служба намерена выйти с законопроектом о замене уголовного наказания за совершение легких преступлений на штрафы.

Кроме того, глава ГСИН Байзаков уже подписал три постановления, фактически являющиеся шагом навстречу родственникам заключенных.

Теперь при передаче вещей в спецучреждения будет составляться их список в тройном экземпляре — для начальника колонии, заключенного и для его семьи. Это позволит снизить жалобы на утерю вещей. Также было увеличено время приема передач и отменено ограничение по весу. Третьим постановлением Байзаков согласился сформировать в колониях общественные наблюдательные советы и допустить в них заключенных.

Правозащитники в свою очередь отмечают, что сотрудники исправительной системы не заботятся о правах рядовых заключенных.

Месяц назад в СИЗО-1 уже была голодовка арестантов, требовавших обеспечить им элементарные удобства, выдать мыло, постирать постельное белье. «Тогда руководство изолятора пообещало исправиться», — пояснил «Газете.Ru» директор общественного фонда Киргизии «Голос свободы» Сардар Багишбеков. По его словам, ГСИН скрывает, сколько денег тратится на обеспечение одного заключенного. Багишбеков подозревает, что бюджетные средства разворовываются. В свою очередь, киргизская правозащитница Токтайым Уметалиева указала, что потребности заключенных на 60% обеспечиваются родственниками осужденных, при этом контролеры требуют взятки.

Однако уполномоченный по правам человека Киргизии Турсунбек Акун, побывавший в ряде колоний и СИЗО, заявил, что заключенные не жалуются ему на условия содержания. Единственное, отметил он, был факт, когда арестанты позвонили с сотового и сообщили об избиении, а на заднем фоне были слышны вопли. Однако после очной ставки в присутствии руководства спецучреждения никто из заключенных не подтвердил заявления о насилии. Омбудсмен даже попросил депутатов не отвлекаться от работы и не создавать парламентскую комиссию для расследования происходящего за решеткой. «Турсунбек Акун имел в виду, что депутаты должны заниматься законотворчеством, а ГСИН находится при правительстве, значит, нужна правительственная комиссия», — пояснили «Газете.Ru» в аппарате уполномоченного.

Новости и материалы
Зеленский присвоил украинцам заслугу борьбы с аварией на ЧАЭС
Стало известно, когда полностью восстановят газоснабжение домов в Орске
Булыкин объяснил, почему «Краснодар» борется с «Зенитом» за титул в РПЛ
Китай призвал сотрудничать с РФ в расследовании теракта на «Северных потоках»
Нелегальных банкиров задержали за махинации на 7 млрд рублей в Петербурге
Гимнастка Дина Авернина: я бы хотела иметь детей
Девушка рассказала о проблемах в Windows при подключении ПК к телевизору
Врач объяснил, почему водителям с депрессией нельзя садиться за руль
Директора российской спортшколы будут судить за кражу миллионов рублей у детей с ОВЗ
Honor представила бюджетный смартфон, спереди напоминающий iPhone
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Названа сумма, за которую гаишник отпустил напавшего на байкера Шахина Аббасова
В карельской школе учеников одели в бронежилеты с нашивкой «Груз 200 мы вместе»
Байден заявил, что планирует провести дебаты с Трампом
В Бельгии отказались следовать указу Путина об активах
Отпустивший машину Шахина Аббасова гаишник заявил, что «накосячил»
Зеленский уволил командующего Сил поддержки ВСУ
Пенсионер дал отпор вору, попытавшемуся украсть у него телефон
Все новости