Провиантская парковка

Столичные власти торопятся начать реставрацию Провиантских магазинов на Зубовском бульваре

Варвара Петренко 17.12.2008, 10:45
Илья Питалев/Коммерсантъ, ИТАР-ТАСС

Столичные власти торопятся реставрировать Провиантские магазины на Зубовском бульваре, не решив технических и правовых вопросов создания музейного комплекса. Не исключено, что «музейное освоение объекта культурного наследия» ограничится строительством подземного паркинга.

Во вторник на заседании столичного правительства была принята «Концепция музейного освоения объекта культурного наследия «Провиантские магазины (склады)» — размещения на его территории музея истории Москвы. Разработанный городскими властями проект реконструкции памятника истории и архитектуры начала XIX века предполагает строительство подземной четырехъярусной парковки, еще одного, нового корпуса дополнительно к имеющимся трем, а также сооружение стеклянного купола, объединяющего все здания архитектурного ансамбля. Помимо этого намечено строительство входа в метро из самого памятника архитектуры,

на заседании даже прозвучало предложение о переименовании одной из двух существующих станций «Парк культуры» в «Музей истории».

В результате «музейного освоения» площадь комплекса вырастет с 16,5 тыс. кв. м (площадь существующих корпусов исторического ансамбля) до почти 90 тыс. кв. м. В нем будут выставлены макеты столичных улиц разных эпох и интерактивные экспонаты, отдельная экспозиция, посвященная «Москве будущего». Помимо экспозиции, фондохранилища и других музейных помещений здесь расположатся конференц-залы, кинотеатр и паркинг на 350 машиномест. Предполагается, что обновленный комплекс откроется в 2012 году — к 200-летию победы в войне 1812 года.

Что при этом останется от самого памятника — непонятно.

Единого мнения по поводу его будущего внешнего вида нет среди городских чиновников. Москомнаследие поддерживает строительство стеклянного перекрытия двора, в то время как главный архитектор Москвы Александр Кузьмин не уверен, что Провиантским складам нужен стеклянный купол. Еще более жаркую дискуссию вызвали планы реконструкции среди специалистов, опасающихся, что в городе появится очередной «новодел». В итоге экспертно-консультационный общественный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) так и не согласовал этот проект.

Как объяснил «Газете.Ru» член президиума совета вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко, Провиантские магазины могут повторить судьбу «Царицыно» — превратиться «в очередной муляж вместо памятника архитектуры». Кроме того, по словам эксперта, в совете считают, что «характер экспонатов музея Москвы принципиально не соответствует героическому масштабу ампирной архитектуры» памятника. Площади Провиантских складов подходят по меньшей мере для создания крупного центра современных искусств, а этнографическое и краеведческое предназначение выбрано неверно.

Кроме того, в концепции не продуманы и «технические» вопросы.

Так, по словам председателя комиссии по культуре Мосгордумы Евгения Герасимова, сначала планируется отреставрировать и восстановить здание и только после этого оснащать его оборудованием и приспосабливать под экспонаты. «Не пришлось бы ломать только что отреставрированные стены», — опасается депутат.

И, наконец, власти планируют начать освоение немалых бюджетных средств, даже не разобравшись с вопросами собственности.

Сейчас на территории Провиантских магазинов существуют два участка: один — это принадлежащий городу памятник истории со стороны Зубовского бульвара, второй — участок со стороны 1-го Кропоткинского переулка, который принадлежит сторонним собственникам — Минобороны и РИА «Новости». Тем не менее власти намереваются начать реставрацию Провиантских магазинов, не дожидаясь урегулирования этих вопросов.

По словам Александра Кузьмина, решение вопросов компенсации собственникам изымаемой земли «может растянуться на два года». «Если мы будем ждать, когда соберем все необходимые документы на второй участок, чтобы приступить к работам на всей территории сразу, то упустим время и не успеем к назначенным срокам завершения реставрации, к 2012 году», — заявил Кузьмин. По его словам, власти Москвы не могут выдать реставрационное задание на не принадлежащий им участок. Но при этом «есть все основания для начала работ по музейному освоению Провиантских складов, так как уже готово плановое реставрационное задание и можно начинать работу на той территории, которая принадлежит городу.

Между тем против «музейного освоения» Провиантских магазинов возражает не только ЭКОС: план реконструкции чужой собственности не согласовал и Москонтроль.

По словам руководителя ведомства Александра Рябинина, разместить музей Москвы на этой территории невозможно. «На сегодняшний день Провиантские магазины — это памятник архитектуры, — заявил он. — И существуют федеральный закон № 73 и московский закон № 26, позволяющие проводить работы только по сохранению и восстановлению этого памятника. О какой крыше и подземном пространстве можно вообще говорить!» Впрочем, «говорят» в основном только о крыше.

Освоение подземного пространства в том числе, строительство на территории «Провиантских складов» четырехъярусной парковки на 350 мест, — дело решенное.

Дело в том, что строящийся возле выхода из метро «Парк культуры» многоэтажный торгово-офисный центр из-за близости тоннелей не получает собственной подземной автостоянки. И паркинг под музеем, попавшим вместе с этим центром в один проект реконструкции Крымской площади, оказывается здесь совсем не лишним. Кстати, не так давно главный архитектор города вообще предлагал просто отреставрировать Провиантские магазины, «построить подземное пространство в обязательном порядке и на этом остановиться».

Между тем, по мнению лидера «Диггер-спаса» Вадима Михайлова, при подземном строительстве на Крымской площади не исключено повторение того, что произошло на Никольской улице, где из-за строительства подземного торгового центра под угрозой обрушения оказался комплекс Заиконоспасского монастыря. «Не рискуя дестабилизировать грунты, в этом месте можно только встраиваться в существующие подземные конгломерации — исторические подвалы и переходы, — считает Михайлов. — Столь же активное внедрение в подземное пространство памятника, как это запланировано в концепции, может закончиться для него плачевно».