Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Шум за окном отнимает жизнь

Ученые выяснили, как влияет на смертность дорожный шум

Екатерина Шутова 24.06.2015, 08:56
ТАСС

Британские ученые доказали: люди чаще болеют и умирают, если живут там, где громче дорожный шум. Наиболее восприимчивы к грохоту машин под окнами пожилые люди.

«Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой», — сказал в начале XX века Роберт Кох, немецкий микробиолог, награжденный Нобелевской премией за исследование туберкулеза. Высказывание ученого оказалось пророческим: британские эксперты выяснили, что существует взаимосвязь между длительным воздействием дорожного шума и смертностью, а также более высоким риском возникновения инсульта, особенно у пожилых людей.

Исследование было проведено учеными Лондонской школой гигиены и тропической медицины в партнерстве с Имперским колледжем Лондона и Королевским колледжем Лондона.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, шум повышает кровяное давление, а также способствует возникновению стресса. Среди самых громких звуков ВОЗ выделяет шум гоночных автомобилей, артиллерийский огонь, фейерверк и рок-музыку. Установлено, что отрицательное влияние на здоровье человека оказывает продолжительный шум громкостью выше 40 дБ. Постоянная подверженность шуму на уровне, превышающем 90 дБ, может привести к потере слуха. Разрыв барабанных перепонок происходит при шуме громкостью 145 дБ.

Исследователи проанализировали информацию о 8,6 млн человек, живших в Лондоне с 2003 по 2010 год. Одновременно с этим они изучали уровень шума дорожного движения в течение дня (с 7.00 до 23.00) и в ночное время (с 23.00 до 7.00) по различным почтовым индексам, сопоставляя их со случаями смерти и госпитализации взрослых (в возрасте 25 лет и старше) и пожилых людей (в возрасте 75 лет и старше) на каждой из территорий.

Выяснилось, что люди умирали на 4% чаще там, где шум в дневное время превышал 60 дБ, чем в районах с уровнем шума менее 55 дБ.

Согласно исследованию, случаи смерти, скорее всего, связаны с болезнью сердца или кровеносных сосудов. Ученые говорят, что такие болезни могли быть следствием повышенного артериального давления, нарушения сна и стресса от воздействия шума. Взрослые, проживающие в районах с самым шумным дорожным движением (превышающим 60 дБ), на 5% чаще попадают в больницу с инсультом, чем те, кто проживает в более тихих районах (менее 55 дБ), а пожилые люди — на 9%.

Ведущий автор исследования доктор Яана Халонен из Лондонской школы гигиены и тропической медицины считает: «Ранее дорожный шум ассоциировался с проблемами сна и повышения артериального давления, но наше исследование первым в Великобритании показало его взаимосвязь со смертями и инсультами. Это самое крупное исследование подобного рода на сегодняшний день, изучающее всех, кто жил в районе трассы M25 на протяжении семи лет. Наши выводы дополнительно подтверждают тот факт, что снижение дорожного шума может быть полезным для нашего здоровья».

В Лондоне более 1,6 млн человек подвергаются воздействию дневного дорожного шума, превышающего 55 дБ, что, согласно ВОЗ, расценивается как уровень шума, приводящий к проблемам со здоровьем.
Анна Хансел, соавтор исследования, добавила: «На основании подобного исследования мы не можем сказать наверняка, каковы риски воздействия шума на человека, но, скорее всего, они невелики по сравнению с известными опасными факторами, которые являются причиной возникновения болезней системы кровообращения, например неправильным питанием, курением, малоподвижным образом жизни, и другими проблемами со здоровьем, как, например, повышенное кровяное давление и диабет.

Однако наше исследование затрагивает важные вопросы потенциальных последствий воздействия шума на здоровье в наших городах, что требует дальнейшего изучения».

Изучив взаимосвязь дорожного шума со случаями смерти и госпитализации, исследователи учли возраст и пол людей, а также другие параметры, например их этническую принадлежность, склонность к курению, уровень загрязнения воздуха и социальный статус.

Проанализировав данные на районном уровне, исследователи отмечают, что их выводы могут быть неприменимы к ряду людей, проживающих в этом районе, поскольку у них могут быть индивидуальные предпосылки к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний. У людей может также быть разная активность (например, продолжительность поездки на работу), а окна в их домах могут выходить в разные стороны. С текстом исследования можно познакомиться в журнале European Heart Journal.

По данным Мосэкомониторинга, две трети территории Москвы находится в зонах с повышенной шумовой нагрузкой. Как подсчитали экологи, в таких районах проживают 85% москвичей. Уровень шума, которому они подвергаются, выше безопасного на 20–50 дБ.