Социальность муравьев

Биологи нашли в геноме муравьев «суперген», позволяющий им распознать чужих самок и убить их

Биологи нашли в геноме южноамериканских огненных муравьев особый «суперген» из 600 отдельных участков ДНК, который управляет социальным поведением этих насекомых и тем, сколько королев — одна или множество — может одновременно жить в одной колонии, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Это было очень неожиданным открытием — мы раньше встречали аналогичные «супергены», определяющие рисунок на крыльях бабочки или предрасположенность к раку у людей, но не управляющие социальным поведением, как в нашем случае. Это открытие может помочь разработать новые методы борьбы с этими муравьями-вредителями. Так, пестицид, «отключающий» гены в социальной хромосоме, может нарушить работу колонии насекомых, превратив их в «анархистов», — заявил один из авторов открытия Янник Вурм из университета королевы Мэри в Лондоне (Великобритания).
Группа биологов под руководством Джона Ванга из университета Лозанны (Швейцария) изучала генетические различия между разными группами огненных муравьев (Solenopsis invicta), в колониях которых могут присутствовать как одна королева, так и несколько самок, способных к откладыванию яиц.

Огненные муравьи происходят из тропических и экваториальных лесов Южной Америки. Свое название эти насекомые получили из-за крайне едких укусов, которые оставляют красные пятна на коже человека. История военных «побед» этих воинственных насекомых началась в 1931 году, когда несколько диких особей аргентинских красных муравьев попали вместе с грузом на территорию США, откуда они распространились по всему миру.
Ванг и его коллеги попытались понять, чем объясняется разница в социальном поведении между «захватнической» разновидностью Solenopsis invicta, в колониях которых есть только одна самка, и «оседлыми» огненными муравьями, в сообществах которых могут присутствовать около сотни откладывающих яйца самок.

Как сообщает РИА «Новости», ученые проанализировали геномы этих подвидов Solenopsis invicta и сравнили их виртуальные «копии», пытаясь найти различия в их устройстве. Оказалось, что у муравьев-«захватчиков» и «домоседов» различался большой участок на одной хромосоме, на которой расположено подавляющее число генов, отвечающее за социальное поведение.

Исследователи проанализировали устройство этих фрагментов ДНК и пришли к выводу, что они представляют собой один большой «суперген»— набор из множества соединенных друг с другом генов, исполняющих сходные или зависящие друг от друга функции.

Геномы каждого из подвидов Solenopsis invicta содержат в себе две копии этого «супергена», каждая из которых может относиться одному из двух вариантов — B или b. Так, ДНК муравьев-«захватчиков» содержит в себе две копии В, а геном «оседлых» насекомых — по одной копии B и b.

Как отмечают исследователи, данные супергены содержат в себе около 600 участков, часть из которых задействована в работе своеобразной системы «свой-чужой». Опыты показали, что рабочие муравьи с набором генов Bb практически мгновенно «вынюхивают» чужих для них самок с комбинацией ВВ и убивают их.
По словам Ванга и его коллег, данный суперген по своей структуре напоминает половые Х и Y-хромосомы человека. Вполне возможно, что генетические механизмы определения пола у наших далеких предков могли возникнуть примерно таким же образом, заключают биологи.

В Сербии спасли трех заблудившихся в горах россиян