ТВ не место для морали

Владимир Грамм 14.04.2009, 11:08
«Газета.Ru»

Учёные доказали, что телевизионные новости не способны воспитывать мораль. Сообщения в них слишком быстро сменяют друг друга, не оставляя времени дать им эмоциональную оценку, а ведь именно на основании осмысления таких оценок формируется система ценностей.

В результате электронные средства массовой информации, которые выдают сообщения в скоростном потоковом режиме, смещают моральные ориентиры людей. Относится это, разумеется, не только к ТВ, но и к радио, и интернету, а также социальным сетям вроде Facebook или Twitter.

Быстрая смена тем не даёт достаточно времени на выработку эмоциональной реакции в ответ на проявление моральных качеств других людей. Вместе с тем, раз возникнув, такие чувства длятся намного дольше, чем эмоциональные реакции в ответ на физическое превосходство или физическую боль, формируя моральный облик людей.

«Мы разделяем добро и зло, во многом опираясь на возникающие в нас чувства сопереживания или восхищения. Как показало наше исследование, проявление этой очень глубокой физиологической реакции, позволяющей нам дать определение гуманности, требует достаточно много времени», – отмечает Ханна Дамазио из Университета американского штата Южная Каролина, слова которой приводит РИА «Новости».

Эти чувства затрагивают те же базовые нервные узлы, что отвечают за сочувствие другим людям, когда те показывают признаки физической боли, или за возникновение восхищения их физическими возможностями. И в случае физической боли люди способны эмоционально среагировать за доли секунды.

Чтобы появилось понимание душевной боли или восхищение добродетелью, требуется гораздо больше времени – 7–8 секунд, пишут учёные в статье, опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences. Если при этом мы продолжаем получать поток все новой и новой информации, эти чувства могут так и не возникнуть, что обязательно скажется на моральном облике человека.

В своей работе ученые предложили группе добровольцев несколько историй, основанных на реальных событиях, которые должны были вызвать у людей чувство восхищения моральными качествами или физическими возможностями людей, а также чувство сострадания людям, испытывающим моральную или физическую боль.

Исследование активности мозга волонтёров показало, что восхищение физическими возможностями и сочувствие физической боли вырабатываются в мозге людей практически молниеносно, тогда как эти же чувства в ответ на истории о превосходных моральных качествах или моральном страдании требуют от 6 с до 8 с для полного проявления.

«Особенно подвержены такому негативному влиянию дети, чей мозг находится в стадии развития. Наибольший вред их моральному облику, таким образом, могут нанести новостные телепередачи и видеоигры, в которых одна сцена насилия и жестокости быстро сменяется другой», — считает ведущий автор исследования Мэри Элен Иммордино-Янг.