Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Интеллект - новый хит сезона

Как «умные роботы» совершают тихую революцию

В свое время конвейерная сборка на заводах Ford стала символом промышленной революции. Массовое внедрение роботов в середине 60-х годов, хоть и породило множество мифов о «восстании машин», угрожающих человечеству, на деле же привело к автоматизации ручных процессов и освобождению людей для решения более творческих задач. В XXl веке наступила эпоха всеобщей «оцифровки». Все - от домашней кофеварки до бизнес-процессов - подверглось тотальной цифровой трансформации. Однако настоящая технологическая революция разворачивается прямо сейчас, на наших глазах, за стеклянными дверями могущественных корпораций и высокотехнологичных стартапов. Многие из них вовсю внедряют концепцию «интеллектуального предприятия». Что это такое и как помогает современному бизнесу выигрывать битву за ресурсы и оставлять позади многочисленных конкурентов? Разобрались вместе с немецкой компанией SAP, на счету которой сотни успешных примеров цифровой интеллектуализации по всему миру.

От автоматов к умным роботам

За несколько десятков лет бизнес прошел длинный путь - от амбарной книги и ручной обработки данных до использования компьютера и применения систем автоматического управления предприятием. Однако на всех этапах развития бизнеса машине отводилась лишь роль помощника по проведению сложных расчетов и сбору данных для последующего выбора оптимальных сценариев. Обработку же полученных результатов всегда осуществлял сотрудник.

Сегодня мы движемся к тому, что все решения за человека будет принимать машина! В концепции «интеллектуального предприятия», разработанной компанией SAP - законодателем мод в области приложений для бизнеса, роботы не просто анализируют большие массивы данных и учитывают миллиарды сценариев, но и сами учатся делегировать задачи другим машинам. Это позволяет сокращать долю человеческого ручного труда в бизнес-процессах, высвобождает ценные кадровые ресурсы, снижает вероятность возникновения ошибок, ведет к оптимизации производства и снижению экономических затрат.

Как выглядит «интеллектуальное предприятие»?

Для ответа на этот вопрос нам потребуется включить воображение и представить процесс поступления товаров на склад - на обычном предприятии и в рамках «интеллектуальной компании».

На обычном предприятии к складу подъезжает грузовик с товаром, где его уже встречает кладовщик, принимающий товар. Он сверяет наличие, количество и качество товаров в соответствие с имеющимися накладными и размещает продукцию в специальных складских ячейках. Параллельно с этим сотрудники бухгалтерии разбирают счета на оплату, счета-фактуры, товарные накладные, сопоставляя их вручную и занося данные в ERP-систему (систему управления предприятием). В случае несовпадения документации сотрудники вынуждены разбираться в ошибках и недочетах, расходуя время и ресурсы компании. Перед нами - пресловутый человеческий фактор, без которого трудно обойтись в рутинных операциях, со всеми вытекающими последствиями.

Теперь рассмотрим тот же процесс после внедрения инструментов SAP в рамках единой концепции «интеллектуального предприятия». На разгрузку приезжает грузовик с товаром. Однако кладовщик, вместо того, чтобы путаться в накладных и счетах-фактурах, использует RFID-метки, придуманные компанией SAP для распознавания разных видов продукции. С помощью технологии машинного зрения и считывания штрих-кодов товар еще на ленте транспортера автоматически фиксируется в системе управления закупками. Далее происходит проверка качества поступившей продукции. Если по ленте транспортера едут многочисленные ящики с помидорами, зоркий объектив установленной камеры вычисляет гнилые овощи, которые не принимаются на склад. «Выравнивнивание» документов по выявленным отклонениям происходит благодаря технологиям смарт-контрактов и блокчейн, встроенным в SAP Cloud Platform, которые позволяют мгновенно информировать поставщика о недостаче товара и любой другой ошибке. Все отклонения передаются по логистической цепочке и система сама подсказывает, как их исправить.

Эти два примера наглядно демонстрируют смысл «интеллектуального предприятия», который заключается в радикальном снижении доли человеческого ручного труда на всех этапах операционных бизнес-процессов.

В(место) человека

Впрочем, это вовсе не значит, что людям больше не найдется места у станков. «Умные роботы» не отстраняют от работы человека, а лишь помогают снизить влияние пресловутого человеческого фактора, освобождая кадровые ресурсы от рутинных операций и снижая риски злоупотреблений на производстве. Взамен компания получает дополнительные конкурентные преимущества - за счет повышения качества поставляемой продукции, более гибкой системы планирования, превентивного исправления заранее замеченных ошибок. С освобождением от рутинной работы у сотрудников появляется меньше поводов для махинаций и воровства на рабочих местах (поскольку ни в один процесс больше нельзя залезть и что-то «поправить ручками»). Все это влияет на прозрачность ведения бизнеса, способствует оптимизации и сокращению издержек.

КЕЙС ADIDAS

Спортивный бренд Adidas славится неизменным качеством одежды и обуви, а опытные маркетологи Adidas - умением предугадывать тренды. После запуска пилотного проекта командой SAP и Data Science по созданию специального предиктивного алгоритма на базе искусственного интеллекта и больших данных, сотрудники компании заранее знают, когда и на каких условиях согласится приобрести продукт конкретный пользователь. Алгоритм анализирует локальные рынки, социальные сети и телевизионные каналы, производит сложные расчеты, сегментацию потребительских запросов, ищет кому, что и когда продавать. Именно система принимает решение, какую модель кроссовок выбрать в конкретном сезоне. Если понадобится привлечь внимание молодого жителя мегаполиса, алгорит предложит коммуницировать с ним через Telegram, WhatsApp, Facebook, а если потребуется «достучаться» до пожилого жителя маленького города, — проанализирует другие средства, вроде телевизора. Маркетологи Adidas вместе с «умным роботом» ищут правильный индивидуальный подход к покупателю и знают как сделать самое выгодное предложение в самое лучшее время, через самый подходящий канал коммуникации.

Дружба рутины и искусственного интеллекта

Система управления предприятием обычно состоит из двух частей: транзакционной и инновационной.

Транзакционная система - основа любого бизнеса. Сюда входит производство и цепочка поставок, клиентский опыт, сотрудники и внутренние бизнес-сети. Система обычно работает стабильно. Какие-либо изменения происходят в ней крайне редко и воспринимаются болезненно (внедрение инноваций сказывается на стабильности уже отлаженных и хорошо функционирующих бизнес-процессов). Инновационная система, наоборот, представляет собой комплекс прогрессивных технологий, которые ведут к постоянным изменениям, позволяют налаживать эффективное взаимодействие сотрудников, поставщиков, покупателей, партнеров. Речь идет о всем известных облачных технологиях, Больших данных, Интернете вещей, Машинном обучении, Блокчейне.

Концепция «интеллектуального предприятия» работает, если происходит объединение двух этих подходов. Например, если необходимо перейти на прогнозное обслуживание, в инновационной системе следует осуществлять анализ состояния оборудования, а в транзакционной - заказывать ремонт. Синергетический эффект достигается, когда работают все сценарии автоматизированных бизнес-процессов: интеллектуальное управление персоналом, интеллектуальная цепочка поставок, «умные» финансы и интеллектуальный клиентский опыт.

Внедрение принципов «интеллектуального предприятия», например, позволяет компаниям достигнуть персонального подхода и индивидуализировать заказы согласно личным предпочтениям заказчиков, что существенно повышает их лояльность. Одновременно можно снизить затраты на производство единицы продукции, а персонализированный продукт выпускать по стоимости стандартизированного. Снижение себестоимости товаров и услуг ведет к повышению маржинальности бизнеса, прошедшего через цифровую интеллектуализацию. Это похоже на «красную кнопку», нажимая на которую компания запускает процесс решения любых бизнес-задач.

Это лишь часть примеров применения инноваций в интеллектуальных компаниях. Если вы хотите более подробно познакомиться с интеллектуальными сценариями, которые уже сейчас используются ведущими российскими компаниями, приглашаем вас на SAP Forum 2019, 17 апреля, Москва:

SAP forum 2019

Новости и материалы
Пострадавший траулер «Капитан Лобанов» отбуксируют в порт
У пассажира московского такси нашли килограмм мефедрона
Евпаторийцу сломали ногу в драке после того, как гаишник сплясал с его дамой в клубе
«Это вызывает отвращение»: тренер сборной Нидерландов раскритиковал поддержавших Промеса
Стали известны подробности аварии американского беспилотника Reaper
Госдума РФ поддержала расширение Арктической зоны
Защитник хоккейного «Динамо» сравнил себя с экстрасенсом
Двухлетних двойняшек спасли из запертой квартиры в Новосибирске
Царев и Поклонская встретились в центре Москвы
Политолог объяснил позицию РФ по диалогу с США о контроле над вооружениями
Ранившего полицейского ножом жителя Ленобласти отправили в СИЗО
Ряд банков Армении прекратит обслуживать карты «Мир» с 30 марта
«Азов*» выразил желание ловить украинских уклонистов вместо военкоматов
На Украине рассчитывают получить боеприпасы от ЕС в апреле
В Ростовской области нашли живым пропавшего восемь месяцев назад мужчину
Россия запустит прямые перелеты в пять новых стран
В Новосибирске подросток сорвался в овраг и сломал шейку бедра
Ученые назвали факторы благополучного взросления ребенка
Все новости