Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Навальный не стал третьим лицом

Суд: следователи, не зарегистрировавшие заявление Навального на их начальника Бастрыкина, поступили правильно

Басманный суд Москвы не дал Алексею Навальному вмешаться в отношения «Новой газеты» и Следственного комитета. Оппозиционер требовал от СК разобраться в обстоятельствах разговора главы СК и замглавреда издания Сергея Соколова в подмосковном лесу летом прошлого года. Суд посчитал, что Навальный не может требовать предварительной проверки инцидента, поскольку сам он очевидцем беседы, в ходе которой Бастрыкин якобы угрожал Соколову, не был.

Басманный суд Москвы на заседании в среду счел законными действия Следственного комитета, который отказался регистрировать сообщение оппозиционера Алексея Навального о незаконных действиях главы следственного ведомства Александра Бастрыкина.

Поводом для обращения Навального стала публикация в «Новой газете», в которой ее главный редактор Дмитрий Муратов сообщил об угрозах, поступивших его заместителю Сергею Соколову от председателя СК Бастрыкина. «Поздним вечером Соколов был усажен в машину вашей охраной и отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок. Там вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине. Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести», — говорилось в открытом письме Муратова, опубликованном «Новой газетой». Разговор Бастрыкина в редакции восприняли как прямые угрозы жизни Соколову, и журналист покинул страну. Этот скандал разрешился через несколько дней, после того как Бастрыкин прибыл в редакцию «Новой газеты» и извинился перед ее коллективом. Свое поведение глава следственного ведомства объяснил усталостью и напряженной работой. Сам факт разговора с Соколовым Бастрыкин отрицать не стал, пояснив лишь, что их встреча была не в лесу, а на обочине дороги. Лес же, по его словам, был в некотором отдалении, за канавой, и туда Бастрыкин с Соколовым не заходил.

После того как история попала в СМИ, Навальный потребовал от Следственного комитета провести проверку действий Бастрыкина. По российским законам сообщить о преступлении может любой гражданин, а правоохранительные органы будут обязаны проверить поступившее заявление. Однако в случае с Навальным и Бастрыкиным Следственный комитет отказался провести предварительную проверку, объяснив это тем, что оснований для таковой не имеется вовсе. Этот отказ оппозиционер и решил обжаловать.

Во время заседания в Басманном суде представитель Следственного комитета Татьяна Брянская пояснила, что отказ Навальному является законным сразу по нескольким причинам. Заявление оппозиционера, по ее словам, не соответствовало требованиям ст. 141 УПК, поскольку в нем не было отметки об ответственности за заведомо ложный донос.

Кроме того, Навальный не является очевидцем разговора Бастрыкина и Соколова, а сам замглавы «Новой газеты» не обращался в Следственный комитет с требованием разобраться в обстоятельствах его беседы с главой следственного ведомства. При этом представитель СК добавила, что Соколов не относится к категории граждан, которые «в силу своего зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам нуждаются в защите своих прав и законных интересов со стороны третьих лиц».

Адвокат Вадим Кобзев, представляющий интересы Навального, подчеркнул, что обращение оппозиционера было оформлено в полном соответствии с нормами УПК. К письменным заявлениям предъявляется лишь два требования, пояснил защитник. Документ должен иметь подпись заявителя и не быть анонимным, а никаких отдельных гарантий по поводу ответственности за ложный донос давать не нужно. В Уголовно-процессуальном кодексе также нет никаких упоминаний того, что заявитель обязательно должен быть очевидцем преступления. В данном случае свидетельства произошедшего содержатся в многочисленных публикациях в СМИ, а также в самом факте выезда Соколова за рубеж на время разбирательства редакции «Новой газеты» с Бастрыкиным.

Сам Навальный добавил, что он написал заявление в Следственный комитет, не согласовывая свое решение с Соколовым. При этом оппозиционер предположил, что замглавреда «Новой газеты» может быть запуган и поэтому не требует разбирательства сам. Навальный также пояснил, что нежелание Следственного комитета расследовать обстоятельства произошедшего он рассматривает как нарушение своих прав, гарантированных 33-й и 52-й статьями Конституции (в них говорится о праве граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, а также о праве потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью).

Иллюзий по поводу решения суда у оппозиционера не было. Во время перерыва в заседании, общаясь с журналистами, Навальный обратил внимание на то, что его «доводы о том, что Соколов был запуган, суд совершенно не хотел слышать и все сводил к процессуальным моментам». «Судья упирал на то, что если ты не Соколов, то ты не имеешь конституционного права ни на что жаловаться. Я предполагаю, что судебное решение будет основано на процессуальной уловке, которая позволит сказать: «Ну вот Соколов, может, боится или не боится, но пусть обращается сам», — поделился мнением с журналистами оппозиционер.

Через полтора часа судья Артур Карпов огласил свое решение о законности действий Следственного комитета, не пожелавшего рассматривать обращение стороннего гражданина.

«По мнению суда, конституционные права Навального, установленные стст. 33 и 52 Конституции России, а также его права на жизнь, безопасность и справедливое судебное разбирательство не нарушены, поскольку последний реализовал свое право на обращение в государственные органы», — объявил судья, добавив, что у него не имеется сведений о том, что Навальному был «причинен физический, имущественный либо моральный вред».

«Все правильно говорил Бастрыкин в том самом памятном лесу: «Я что хочу, то и сделаю, а расследовать буду я». «Вот он и расследует, — сказал Навальный, комментируя решение. — Суд сегодня подтвердил, что Бастрыкин должен расследовать преступления в отношении себя, причем если он не хочет расследовать, то он может не расследовать».

«Новая газета» обращение Навального не комментирует. «Это не наша история, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь издания Надежда Прусенкова. — История Муратова и СК наша. История Навального и СК — это их история».

В разговоре с «Газетой.Ru» Навальный выразил недоумение по поводу того, что следственное ведомство вообще отказалось провести предварительную проверку по его заявлению. В случае если бы СК провел предварительную проверку, а потом отказал бы в возбуждении уголовного дела, обжаловать решение было бы сложнее, объяснил он. По мнению члена Общественной палаты юриста Елены Лукьяновой, Следственный комитет сразу отказал в проведении предварительной проверки из-за нежелания разбираться в действиях своего руководителя.

«Они что, очень умные, что ли, собственного главу расследовать? У меня был случай, когда мы попросили провести проверку в отношении Суркова (Владислава Суркова, бывшего первого замглавы президентской администрации, ныне вице-премьера. — «Газета.Ru»). Они настолько испугались, что прислали нам ответ, что они не могут провести проверку, потому что у них не хватает данных. То есть они даже не стали отказываться, что он преступление совершил. Потому что очень страшно», — рассказала Лукьянова, не исключив при этом, что добиться начала расследования в отношении должностных лиц такого порядка все-таки возможно.

Навальный рассчитывает и дальше добиваться расследования этой истории, дойдя и до Страсбургского суда, «куда теперь обращаются по всем политическим делам». К тому же, понадеялся он, случай с Соколовым может сыграть определяющую роль при решении вопроса о внесении Бастрыкина в «список Магнитского». Президент США должен представить подготовленный для него казначейством и госдепом список нарушителей прав человека в России к середине апреля. Информация о том, что глава следственного ведомства может войти в список чиновников, которым запрещен въезд в США и финансовые операции на территории Соединенных Штатов, из-за инцидента с замглавреда «Новой газеты» появлялась еще в ноябре прошлого года. На включении его в список настаивает Координационный совет оппозиции.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости