Зафильтрованные выборы

Госдума придумала, как ужесточить губернаторские выборы

,
Законопроект о выборах губернаторов во втором чтении существенно ужесточится. К «муниципальному фильтру» добавится ограничение возможностей самовыдвиженцев, а отрешенным от должности губернаторам и вовсе запретят баллотироваться. К тому же сами регионы смогут ужесточить многие положения закона.

15 апреля истекает срок приема поправок к законопроекту о введении прямых губернаторских выборов. Его во втором чтении должна рассмотреть Госдума. Накануне председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Владимир Плигин рассказал журналистам, какие из поправок будут рекомендованы к принятию.

Главным препятствием на пути оппозиционных кандидатов может стать «муниципальный фильтр» — необходимость любому претенденту на губернаторское кресло собрать 5–10% нотариально заверенных подписей муниципальных депутатов.

Подписи при этом должны быть собраны не менее чем в трех четвертях муниципалитетов региона. В случае если мэр в городе избирается, он также сможет подписываться в поддержку кандидата, а сити-менеджер таким правом не обладает. Если местный депутат подписался сразу за двух кандидатов, действительной считается только первая подпись. Минимальное количество будет устанавливать сам регион.

Ужесточится и так называемый президентский фильтр, т. е. возможность главы государства влиять на отбор кандидатур. Так, в новой редакции закона инициатива по проведению консультаций с партиями, а также с кандидатами на должность губернаторов отдана президенту. В текущей редакции говорится, что «партии могут обратиться за консультациями к президенту». Теперь же президент «сможет по собственной инициативе» проводить такие совещания не только с партиями, но и с самовыдвиженцами.

Порядок проведения консультаций будет по-прежнему определять президент, впрочем запретить выдвижение первое лицо государства все же никому не сможет.

Хотя первоначальная редакция закона предусматривала возможность самовыдвижения, в реальности на выборах этой категории кандидатов может не оказаться. Дело в том, что, согласно предложенным поправкам, окончательно определять, допускать ли самовыдвиженцев до выборов, должны сами регионы.

Каждый регион в течение двух месяцев после принятия федерального закона будет принимать собственный закон, регламентирующий количество подписей муниципальных депутатов для регистрации кандидата на выборах, возможность самовыдвижения и количество подписей, которое необходимо собрать самовыдвиженцу, если такое право допускается, но не более 0,5–2% от количества избирателей в списках.

«Интересно, какие регионы не воспользуются правом разрешить самовыдвижение, — рассуждает Плигин. — Предоставляя больше инициативы регионам, мы выполняем принцип федерализма, заложенный в Конституции».

Отдельно депутаты решили прописать запрет тем, кого президент отрешил от должности с формулировкой «утрата доверия». Отставленный губернатор не сможет баллотироваться вновь на этот пост в течение двух лет с момента опубликования указа об отрешении. Другая поправка предлагает расширить список оснований для отрешения главы региона от должности. Если в изначальной редакции закона говорилось о том, что губернатор может быть отрешен от должности по утрате доверия, если его коррупционная деятельность доказана судом или же он виновен в уголовном преступлении, то Плигин предлагает добавить к этим основаниям неисполнение главой региона решений Конституционного суда.

Окончательная судьба поправок, как и редакция закона, будут ясны в понедельник, на заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.

Исполнительный директор ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц отмечает, что закон создает довольно много барьеров на пути кандидатов. Если бы муниципальные депутаты смогли поддерживать выдвижение нескольких кандидатов, как это предусмотрено нынешним законодательством в отношении избирателей, то ситуаций, при которых подписи соберет только один кандидат, не возникнет, считает Мельконьянц. «Если же будет поставлена планка, что подписи можно ставить только за одного, то это будет антидемократическая процедура, потому что можно будет ограничить число выдвиженцев по количеству муниципальных депутатов», — полагает эксперт. Один из кандидатов сможет искусственно собрать гораздо больше подписей, чем нужно, если законом не будет установлена верхняя планка по необходимому числу подписей депутатов, отмечает собеседник «Газеты.Ru».