Не успевают за Путиным

Минфин и Минэкономразвития не успели подготовить предложения по налоговому маневру

Ольга Танас 14.02.2012, 22:25
Иван Гранкин/Коммерсантъ

Платформа для налогового маневра не готова. Минэкономразвития и Минфин не успевают подготовить предложения по реформе налогообложения к 15 февраля. На этом сроке настаивал премьер Владимир Путин. Слишком много целей на фоне предвыборной кампании, сетуют в правительстве.

Минэкономразвития и Минфин не успевают подготовить предложения по налоговому маневру к 15 февраля, вероятно, попросят правительство перенести сроки, рассказали «Газете.Ru» источники в аппарате правительства и профильном ведомстве.

В конце декабря прошлого года премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономразвития разработать предложения по «решительному налоговому маневру», «оптимизировать те налоги, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост». Срок был до 15 февраля, но за это время Путин выдвинул и собственные предложения. В программной статье, посвященной экономическим задачам, премьер предложил ввести с 2013 года налог на богатство, «а точнее, на престижное потребление». На прошлой неделе Путин подчеркнул, что власти не будут увеличивать нагрузку на несырьевые сектора экономики. «Мы должны определить размер ключевых налогов и зафиксировать это решение на перспективу», — подчеркнул премьер, добавив, что у бизнеса должно быть понимание фискальной политики на длительную перспективу, чтоб он мог спокойно работать.

«Работа по совершенствованию налоговой политики идет, но кусками, — рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве. — Детали еще никто толком не обсуждал. Но сейчас идет избирательная кампания, Владимир Путин предлагает одну цель, другую — как уж тут налоговый маневр разрабатывать».

По его словам, на 16 января назначено совещание по налогообложению малого бизнеса. По состоянию на 19.00 по московскому времени 14 февраля, документы не внесены, сказал источник.

В Минэкономразвития, главном исполнителе поручения правительства, и Минфине отказались от комментариев. Оба ведомства выступают против увеличения налоговой нагрузки. На прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявил, что «налоги не должны быть элементом конъюнктуры» и использоваться в качестве инструмента для закрытия расходных обязательств бюджета. Прежде всего необходимо повысить эффективность госрасходов, подчеркнул Силуанов. И Минфин, и Минэкономразвития против увеличения ставки страховых взносов. В 2011 году бизнес отчислял в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС) не 26%, а 34% от фонда оплаты труда. После многочисленных жалоб и угроз уйти в тень от представителей бизнеса ставку на 2012—2013 годы снизили до 30% для годовых зарплат до 512 тысяч рублей, а с более высоких зарплат — еще 10% с суммы, превышающей указанный уровень. Но повышение ставки в прошлом году не оправдало ожиданий: поступления налога НДФЛ (налог на доходы физических лиц) сократились на 0,3%, а от страховых взносов — выросли всего на 1%, хотя в Минфине ожидали больше.

«Пример по страховым платежам показал, что мы получим, если будем мыслить только дополнительными или выпадающими доходами бюджета», — подчеркнула министр экономического развития Эльвира Набиуллина на съезде.

Пока власти пытаются определиться, бизнес подготовил свои предложения. «Деловая Россия», представляющая малый и средний бизнес, предлагает концепцию 15—15—15: снизить ставки налога на прибыль до 15% с 20%, страховые взносы — до 15% с 30%, которые действуют с начала 2012 года, налог на добавленную стоимость (НДС) — до 15% с 18%. «Именно такой уровень приемлем для бизнеса, который чувствителен к налогам на труд, добавленную стоимость и прибыль. Кроме того, одинаковое значение ставки минимизирует налоговый арбитраж и приближает нашу налоговую систему к конкурентоспособности с нашими соседями», — поясняет президент «Деловой России» Александр Галушка. Выпадающие доходы бюджета при концепции 15—15—15 составят 2,2 трлн рублей, которые «Деловая Россия» предлагает компенсировать увеличением налога НДПИ на газ (принесет 0,9 трлн рублей), акцизов на табак (0,8 трлн рублей), акцизов на пиво и крепкий алкоголь (0,3 трлн рублей. Еще 0,2 трлн рублей может принести изменение налога на имущество физических лиц: средний бизнес предлагает жилую недвижимость до 50 квадратных метров на одного городского жителя не облагать налогом, а в отношении остальной недвижимости установить прогрессивную шкалу.

Но увеличением нагрузки на сырьевой сектор недоволен крупный бизнес. «Наша позиция в том, чтобы налоговая политика была сбалансированной, даже если увеличенной, то сбалансированной.

Нельзя, чтобы вся нагрузка легла на крупный бизнес. Иначе это выльется в рост тарифов», — объясняет замруководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) вице-президент ФБК Андрей Тихоновский.

Ранее представитель одного из профильных министерств рассказывал «Газете.Ru», что разногласия между крупным и средним бизнесом могут стать одной из причин, по которым ведомства попросят правительство перенести сроки по налоговому маневру. Скорее всего, в указанный срок предложения внесены не будут: расчеты не завершены, скептичен Галушка.