Пенсионный советник

Сбербанк откроет позиции в суде

Сбербанк может подать в суд на ММВБ-РТС

Сюзанна Камара, Глеб Климентьев 21.12.2011, 21:28
Заместитель председателя правления Сбербанка России Белла Златкис Стас Владимиров/Коммерсантъ
Заместитель председателя правления Сбербанка России Белла Златкис

Сбербанк будет добиваться от ММВБ-РТС компенсации потерь клиентов. Зампред госбанка Белла Златкис не исключает обращения в суд. Опрошенные «Газетой.Ru» брокеры намерены последовать ее примеру.

Сбербанк будет добиваться от объединенной биржи ММВБ-РТС компенсации потерь своих клиентов, полученных в результате масштабного сбоя 19 декабря, заявила в среду зампред госбанка Белла Златкис. Она не исключила обращения в суд, если другими путями не удастся нормализовать ситуацию.

Сбой в работе биржи произошел в первый день работы объединенной ММВБ-РТС, сообщала ранее «Газета.Ru». «Все должно быть цивилизованно. Они (ММВБ) должны знать, что материально отвечают за происходящее. Чисто теоретически мы сами клиентам потери компенсировать не можем. Я сейчас иду разбираться по этому поводу с юристами. Но моя позиция на 100% однозначная. Если клиент невинно пострадал, он должен получить компенсацию — быстро и без нашего любимого надрыва. Ему все должно быть обеспечено. По «Сберу» я это точно обеспечу. Не сомневаюсь», — заверила Златкис. В банке обнаружены три случая, с одним из которых удалось разобраться.

Последний сбой на бирже стал седьмым за пять месяцев. Он произошел из-за того, что тестовые данные, введенные на выходных, попали в клиринговую систему и исказили позиции трейдеров. «Когда были тестовые испытания, они были в субботу-воскресенье, кто-то хочет уйти пораньше. Не закончил и ушел домой, кусок базы оставил. Утром начали работать, и этот кусок базы попадает на счета клиентов. Дальше понятно», — более доступно объяснила Златкис.

В начале вечерней сессии, в 19.15 по московскому времени, были приостановлены торги на срочном рынке Forts и в секции фондового рынка Standard и возобновлены только в 23.00. При этом время работы вечерней сессии — с 19.00 мск до 23.50 мск.

Первый зампредправления ММВБ-РТС Роман Горюнов признал, что во время проведения клиринга в торговую систему были переданы некорректные данные об открытых позициях и денежных средствах участников торгов.

Пока биржа ограничилась извинениями перед участникам рынка, сославшись на то, что клиенты самостоятельно принимали решения относительно позиций, не принадлежавших им, после сбоя.

На ММВБ-РТС проводится внутреннее расследование. «Клиенты для биржи на первом месте, сейчас идут активные консультации с участниками рынка, по результатам которых и можно будет говорить о дальнейших шагах», — отметил президент биржи Рубен Аганбегян.

Федеральная служба по финансовым рынкам пригрозила отзывом квалификационных аттестатов работников новой биржи, если те окажутся виновными. Если вина будет доказана, то клиенты смогут оспорить свое право в суде.

Претензии брокера в ситуации, когда его клиенты понесли убытки по вине биржи, вполне обоснованы, считают опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка. «Думаю, мы будем поступать так же, как Сбербанк», — сказал председатель совета директоров «Русских фондов» Сергей Васильев. Подход абсолютно правильный, соглашается руководитель направления «Брокерское обслуживание на срочном рынке» компании БКС Александр Дубров. «Мы отслеживали в первую очередь крупные ошибки, функциональные, которых в итоге не обнаружили. Если увидим, будем принимать меры. В досудебном порядке, а если биржа будет против — обратимся в суд», — добавил он.

Отрадно, что данный сбой произошел именно в первый день объединенных торгов - это дает надежду, что планка качества и технологического уровня работы торговой площадки будут подняты на еще более высокий уровень обеспечив стабильную работу в соответствии с мировыми стандартами, сожалеет председатель правления «Ренессанс Эдвайзерс» Дмитрий Средин. «Но я не склонен драматизировать ситуацию и уверен, что команда руководства ММВБ-РТС в кратчайшие сроки внесет необходимые коррективы в работу систем, установит дополнительные механизмы контроля и минимизации подобных ситуаций в будущем. Истинные причины проблемы будут точно понятны позже, тем не менее уверен - одним из факторов стало внешнее давление на биржу запустить процессы до конца 2011 года, что могло сказаться на уровне готовности всех служб», — считает Средин.

«Технические сбои бывают у всех, в том числе у самих брокеров, и в таких случаях брокеры компенсируют убытки клиентам. Думаю, руководство ММВБ найдет разумный компромисс с пострадавшей стороной. Суд, скорее всего, не потребуется», — полагает гендиректор «Финама» Арсен Айвазов.

ММВБ не откажется от каких бы то ни было компенсаций, уверен инвестиционный консультант «Дойче Банка» Олег Шенкер. «Для биржи это серьезный репутационный риск, считает он. - Однако скорее всего технического способа отфильтровать лишние транзакции нет. Участникам придется разбирать каждый случай отдельно, в ручном режиме. Я даже не представляю, как трейдеры будут доказывать, корректность или не корректность определенных транзакций, ведь документального подтверждения совершенных сделок нет».