Visa без телефона недействительна

Visa будет бороться с мошенничеством с помощью мобильных телефонов

Сюзанна Камара, Александра Павлинова, Игорь Бахарев 01.12.2010, 18:30
ИТАР-ТАСС

Visa использует телефон для борьбы с мошенничеством. Если вор попробует снять деньги с карты или расплатиться ею и местоположение платежного устройства не совпадает с координатами телефона клиента, то система предупредит владельца карты об угрозе или заблокирует операцию. Идея неплоха, говорят эксперты. Но что если пользователь забыл дома телефон?

Платежная система Visa Europe подготовила техническое решение, позволяющее отследить местонахождение держателя пластиковой карты, пишет издание The Fast Company. По мнению представителей платежной системы, оно поможет сократить количество мошеннических операций с банковскими картами. Партнер Visa компания ValidSoft разработала мобильный сервис, способный проверить, находится ли владелец сотового в том же месте, где и банкомат. Если вдруг данные не совпадают, охранные службы Visa свяжутся с клиентом, чтобы предупредить его о возможной угрозе.

Возможность заинтересует прежде всего тех пользователей, которые часто расплачиваются картой в других городах и за рубежом, считают в платежной системе. По мнению Visa,

система может помочь как при обычной краже банковской карты у владельца, так и при более высокотехнологичном мошенничестве, например с использованием клонированных карт.

Такие карты могут быть созданы на основе информации с магнитной полосы, считанной с помощью замаскированного на банкомате ридера.

Сейчас для предотвращения несанкционированного использования карт банки применяют идентификацию пользователей по телефону с помощью ключевых слов и других личных данных, отправку моментального СМС-сообщения с информацией об операции, временную блокировку карты при совершении подозрительного платежа.

По прогнозу аналитической компании Gartner, к 2015 году как минимум 15% операций по банковским картам будут проверяться по информации о местонахождении мобильного телефона. «Шаг Visa Europe — лишь начало этой тенденции», — подчеркивает автор доклада Авива Литан из компании Gartner.

Система навигации владельцев банковских карт с помощью мобильных телефонов интересна сотовым операторам. Вероятно, речь идет об использовании навигационных сервисов на основе GSM, предполагает официальный представитель компании «Вымпелком» Анна Айбашева. «Этот проект интересен сотовому оператору Tele 2 с точки зрения развития сервисов для наших абонентов», — признает директор по продукту компании «Tele 2 Россия» Роман Володин.

Для определения местоположения телефон или мобильное устройство не обязательно должны быть оснащены GPS или ГЛОНАСС-приемником, считает специалист отдела маркетинга Центра навигационных технологий Роман Стиханов. «Местоположение абонента можно определить по базовым станциям сотовых операторов. Точность среди прочих факторов будет зависеть и от плотности расположения станций (как в GPS — от количества пойманных спутников). Т. е. в городе точность определения местоположения по сотовым вышкам может быть выше, чем где-то на загородной трассе. Но в целом погрешность определения по GSM выше, чем через GPS/ГЛОНАСС», — говорит эксперт.

«Но обеспечить точность до метров довольно сложно, — возражает Айбашева. — В центре Москвы, например, радиус действия базовой станции — порядка 200 метров, у МКАД — километр, за МКАД — уже несколько километров».

Так что для точного определения места все же придется вставлять в телефон GPS-модуль. «Но сигнал системы GPS может оказаться недоступным, если абонент находится в метро или просто вошел в здание.

Да и количество мобильных телефонов, оснащенных GPS, пока невелико», — говорит эксперт.

Возможна и ситуация, когда у человека украли карту в центре Москвы, перешли через дорогу к банкомату и сняли там деньги. «А если он, наоборот, дал карту жене, чтобы снять деньги?» — задается вопросм Айбашева. «Вопрос вызывает сама идея, чтобы мобильный телефон владельца карты всегда находится у хозяина под рукой. Если мобильник утерян, забыт дома — карточка будет заблокирована и снять деньги не получится? Удобно ли это?» — спрашивает Стиханов.

Другой аспект — согласятся ли абоненты, чтобы их местоположение определялось оператором. Юридически такое нововведение можно расценивать двояко. С одной стороны, это в некотором роде вторжение в частную жизнь, что недопустимо в соответствии с Конституцией, с другой — реальная помощь клиенту, говорит адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Алина Топорнина. «Такую услугу нужно согласовывать с клиентом в момент оформления договора о предоставлении банковской карты», — считает юрист.