Глава Сбербанка Герман Греф выступил на форуме в Давосе с радикальной идеей. «Надо приватизировать госбанки. Я предлагаю начать со Сбербанка», ― заявил он. Сейчас учредитель и основной акционер «Сбера» — Центробанк, которому принадлежит 57,58% в уставном капитале. Остальные акции принадлежат 273 тысячам юридических и физических лиц, среди которых более 24% иностранных инвесторов.
Продавать госпакет Сбербанка сейчас самое время, считает Греф. «У государства дефицитный бюджет. Высочайшая капитализация Сбербанка позволяет очень выгодно продать большой пакет акций», ― пояснил Греф. Государству же, по его мнению, достаточно сохранить в Сбербанке долю в размере 25% + 1 акция.
По расчетам Грефа, снижение доли государства в капитале кредитной организации позволило бы выручить $40―50 млрд. С учетом нынешнего курса это почти половина дефицита федерального бюджета на 2010 год: по прогнозам, он составит немногим менее 3 трлн рублей.
На сегодняшний день капитализация Сбербанка достигла $64 млрд, исходя из этого, за продажу всего госпакета банк выручит порядка $37 млрд. Но Греф надеется на рост капитализации Сбербанка. В результате кризиса она упала до рекордно низких значений. «Однако к концу года мы видим, что и темпы восстановления банка были впечатляющими: банк занял первое место в мире по росту рыночной капитализации ― более чем на 600% и по объему капитализации ― 16-ю позицию в мире», ― пояснил Греф.
Остальные банки, полагает глава «Сбера», можно приватизировать в течение последующих нескольких лет. Стоит отметить, что, согласно прогнозам Минфина, дефицит бюджета сохранится как минимум до 2012 года.
Однако энтузиазм Германа Грефа власти не разделили. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин на том же форуме заявил, что сейчас не время государству избавляться от своей доли в российских банках.
«Не будем скоро приватизировать Сбербанк, хотя не исключаю этой возможности в дальнейшем», ― подчеркнул Кудрин.
При этом Кудрин заметил, что если бы государство и решилось на продажу своей доли в Сбербанке, то только после продажи доли в ВТБ. Такая вероятность подтверждена главой ВТБ Андреем Костиным, который неделю назад сказал, что банк рассматривает возможность продажи госпакета. Этот приоритет Кудрин обосновал тем, что Сбербанк ― «социальный» банк, несущий огромную ответственность, он является крупным кредитором и имеет много миноритарных акционеров.
В целом инициатива разумная, признают эксперты. Официальной статистики количества банков с государственным участием не существует. Многие из них контролируют регионы или государственные компании. Но те, где государство доминирует, хорошо известны: кроме «Сбера» это ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк.
Сегодня пятерка крупнейших госбанков, по сути, составляет 80% активов банковской системы,
отмечает вице-президент Citibank Наталия Николаева.
В результате продажи пакетов госбанков казна может получить миллиарды и миллиарды долларов, полагает председатель совета Ассоциации региональных банков Александр Мурычев. «Совершенно согласен с тем, что госбанки следует приватизировать, ― говорит председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. ― В частности, акции ВТБ можно продать полностью, он менее прозрачен, чем Сбербанк. Что касается последнего, то целесообразно оставить у Центробанка лишь контрольный пакет акций Сбербанка. В том случае, если будет необходимо принять отдельный закон о приватизации госбанков, уверен, он найдет поддержку в Госдуме».
Помимо выгоды для бюджета это шаг к рыночной экономике,
говорят эксперты. «Чрезмерная концентрация капитала в руках государства приводит к тому, что, хотим мы того или не хотим, банки с контрольным пакетом государства имеют некие преференции. А при приватизации и система управления, и система доступа к госпреференциям будет значительно ограничена. С другой стороны, институты станут гораздо более открытыми, и уровень эффективности значительно увеличится. Чем меньше госучастие, тем лучше. Вообще государство должно участвовать диверсифицированно, а не централизованно», ― говорит глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Мы же строим рыночную экономику, и все банки должны работать в рамках тех правил, которые диктует именно эта экономика», ― соглашается Мурычев.
Несмотря на все плюсы, приватизация госбанков вряд ли произойдет в ближайшее время, полагаю участники рынка. Потеря госконтроля может быть чревата снижением эффективности антикризисной политики, на что власть, конечно, не пойдет, уверен аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. «Кроме того, государственные банки во время кризиса получили слишком много активов. Для частного собственника это слишком большой бонус», ― отмечает он.
Да и самому Сбербанку уход государства из его капитала может обернуться минусом. Потеря статуса государственного банка ударит по имиджу Сбербанка: доверие может начать снижаться. Правда, большая часть вкладчиков не особо интересуются экономическими новостями и просто не обратят внимания на смену собственника.