Пенсионный советник

Проведи утро с ними

Почему надо смотреть утренние шоу на телевидении

Первый канал

Как 65 лет удерживать зрителя, почему утро может быть недобрым и проиграть детскому сериалу и как российских зрителей приучали смотреть телевизор утром по будням — «Газета.Ru» вспоминает историю утренних программ.

Что такое «вечерний прайм-тайм», знают, пожалуй, все (даже те, кто телевизор не смотрел, не смотрит и смотреть не будет), — это время, в которое выходят самые рейтинговые передачи каналов: популярные ток-шоу, премьерные показы фильмов и сериалов, главные новостные выпуски дня. Реклама в этом сегменте стоит намного дороже, чем в любое другое время суток, и, наверное, если бы телекомпаниям дали волю, они бы оставались в эфире только с семи вечера и максимум до полуночи. Так, кстати, они и поступали, когда телетрансляции только появлялись; в СССР долго был распространен «дневной перерыв вещания» — предполагалось, что работающему человеку в это время телевизор смотреть некогда, класса домохозяек тогда не было совсем, а на пенсионеров телевизионные менеджеры СССР традиционно не обращали внимания.

Но со временем телевидение практически во всем мире пришло к круглосуточной трансляции — это удобно зрителям, а значит, выгодно и телевизионщикам.

Реклама

Вечерний прайм-тайм так и остался самым выгодным для передач и фильмов временем — попасть со своим шоу именно в этот слот мечтает, наверное, любой ведущий, а премия «Эмми», которую дают за передачи вечернего эфира, считается самой престижной среди всех версий этой награды.

Но и другие времена суток оказались востребованными. Дневной эфир прочно оккупировали различные игровые и познавательные шоу, не слишком дорогие сериалы (часто — рассчитанные на домохозяек мелодрамы); кроме того, это время детских передач и мультфильмов и своего рода прайм детского телевещания.

Комики начинают

WPTZ-TV

Утро поначалу избегало пристального внимания телевизионных продюсеров — считалось достаточным поставить туда новостной выпуск и прогноз погоды (местные телекомпании говорили еще и о, например, пробках), чтобы удовлетворить большинство потребностей зрителей. Но в 1950 году комик и актер Эрни Ковач начал вести на одном из телеканалов Филадельфии шоу «Three To Get Ready» («Третий готовится» — по названию кнопки этого канала на большинстве телевизоров), и утренний эфир для телевизионщиков предстал совсем в другом свете. Шоу Ковача шло всего два года и было закрыто в 1952-м; канал, кстати, существует до сих пор (под названием KYW-TV) и принадлежит CBS.

А в январе того же года NBC запустил на национальном уровне утреннюю программу «Today» («Сегодня»).

«The Today Show» к сегодняшнему дню стало настоящей телевизионной легендой. Это самое продолжительное утреннее шоу во всем мире (65 лет в эфире) и пятое среди вообще всех телепрограмм. Первое место в этом рейтинге занимает стартовавшая в 1947-м на том же NBC «Meet the Press», которая за 70 лет изменилась до неузнаваемости, а четвертое — вышедшая на пару недель раньше «Today» антология телефильмов «Зал славы Hallmark» (которая, кстати, выходит не регулярно).

«Today» же сохранила и формат, и регулярность выхода в эфир.

Много лет это была двухчасовая программа с новостями, прогнозами погоды, интервью со знаменитостями и даже специальными «девушками «Today», которые рассказывали что-либо о стиле жизни (правда, просуществовали в таком виде они относительно недолго — в 1966-м эти «девушки» стали полноценными соведущими шоу). За 65 лет программа только расширялась — уже в нулевые появился третий час, потом и четвертый, в 80-е была предпринята экспансия в «мертвый слот» (ночное время вещания, когда аудитория минимальна) — вышла программа «Early Today», которая в итоге превратилась в часовой выпуск деловых новостей. Появились и «Today» выходного дня.

Конкуренты на марше

CBS

Успех NBC заставил и другие телеканалы «большой тройки» (в нее входят NBC, CBS и ABC) попробовать сделать нечто подобное. Но оказалось, что для того, чтобы повторить достижение конкурента, недостаточно повторить его формат. У CBS, например, не получилось, и выпущенный в 1954-м клон «Today» уже через год был сокращен на час — формально, чтобы уступить место в эфире детскому сериалу «Капитан Кенгуру» с Бобом Кишаном (шел более 30 лет), — и окончательно было отменено в 1957-м. В конце 60-х боссы CBS сделали попытку снова сыграть на утреннем поле, но в итоге вышла чехарда разных, сменяющих друг друга программ. Дольше всего на канале выходила «This Morning» («Этим утром») — с 1987-го по 1999-й.

Канал ABC присоединился к этой гонке только в начале 70-х и поначалу пытался адаптировать для национального показа продукцию своих местных сетей (например, из Лос-Анджелеса).

Но уже в 1975-м нашел нужный подход к зрителям и выпустил «Good Morning America» («Доброе утро, Америка»).

Сейчас эта программа серьезно конкурирует с «Today» и занимает второе место среди утренних шоу США, хотя отставание и не слишком большое — около 6,5 млн зрителей на пике у «Today» и 5,5 млн — у «Good Morning America».

Кстати, «Шоу Опры Уинфри» — это тоже передача утреннего прайма, появившаяся из шоу чикагского телевидения. После переформатирования под новую ведущую программа получила синдицированный статус, ее транслировали многие каналы в дневном эфире, она выходила в течение 25 лет и получила 47 премий «Эмми» (дневных, конечно).

После «Будильника»

ЦТ СССР

Телевидение в СССР в первые десятилетия своего существования утренними шоу традиционно не занималось. Что-то подобное западным программам можно было увидеть по выходным («Будильник», «Утренняя почта»), но в единый блок их никто не объединял. Первый опыт такого рода появился только во времена перестройки — в 1987-м 1-й канал Центрального телевидения (сейчас — Первый канал) запустил утреннюю программу «60 минут». Эта передача, в принципе, сохранилась до сих пор, пройдя через многочисленные смены ведущих (одними из первых были Олег Добродеев, Татьяна Митькова, Евгений Киселев и Сергей Доренко), названий («120 минут», «Утро», «Телеутро»), продолжительности эфира и формата.

Сейчас это почти четырехчасовой телеканал на телеканале, выходящий под названием «Доброе утро», который по праздникам часто становится тематическим (например, на День Победы).

На «России 1» об утреннем вещании задумались только во второй половине 90-х, когда структура отечественного телевидения в общих чертах уже устоялась, и в 1997-м выпустили программу «Доброе утро, Россия!». Это шоу тоже претерпело множество метаморфоз, обычно состояло из отдельных рубрик (которые больше напоминали самостоятельные передачи) и сейчас выглядит как четырехчасовой канал «Утро России», который тоже становится тематическим по праздникам.

Другие каналы показывают утром более скромные проекты.

На РЕН ТВ выходит полуторачасовое «С бодрым утром», на «ТВ Центр» — двухчасовое «Настроение», а НТВ старается дать полезную информацию в «Деловом утре». Даже «Карусель» с осени 2016-го помогает проснуться самым маленьким зрителям с помощью получасового выпуска «С добрым утром, малыши!».

И радиостанции всего мира

Shutterstock

К настоящему времени принципы утреннего вещания в основном сформированы, а утренние шоу имеются в большинстве стран (и часто не на одном канале). В некоторых странах Запада такие шоу часто называются «телевидение за завтраком» (breakfast television), и этот термин отражает, на кого они рассчитаны — основными зрителями утренних передач являются те, кто собирается на работу. Им нужны новости, сводка погоды, времени на серьезную аналитику у них, как правило, нет, да и саму передачу они смотрят урывками. Во второй половине выпуска «телевидение за завтраком», как правило, переходит к тем темам, которые интересны домохозяйкам.

Но утренние телевизионные шоу конкурируют не только друг с другом — хотя именно эту конкуренцию чаще всего замечают зрители.

Потенциальные зрители — особенно много таких среди автовладельцев — предпочитают получать информацию с помощью многочисленных радиостанций, на которых давно имеются собственные утренние программы. Содержание таких программ, как правило, похоже на их телевизионные аналоги — последние новости и различный развлекательный контент (обычно это песни и шутки). Поэтому утреннее телевещание все дальше уходит от простого рассказа к формату инфотейнмента (смесь английских слов «информация» и «развлечение») — и даже, пожалуй, делает это быстрее, чем его аналоги из вечернего прайма. Другим способом удержать зрителя, и так занятого сборами на работу, практически невозможно — новости он услышит по радио, шутки — там же, а вот визуальную картинку может предоставить только телевидение.