Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Это фильм не о войне, а о девочке на войне»

9 мая многосерийную «Битву за Севастополь» покажут на Первом канале

Режиссер фильма «Битва за Севастополь» Сергей Мокрицкий рассказал «Газете.Ru» о многосерийной версии картины, которую 9 мая покажет Первый канал.

9 мая Первый канал покажет четырехсерийную версию фильма Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», который рассказывает о знаменитой женщине-снайпере Людмиле Павличенко (ее роль сыграла Юлия Пересильд): во время Великой Отечественной войны она уничтожила 309 бойцов противника и подружилась с супругой президента США Элеонорой Рузвельт. Картина, ставшая последним российско-украинским проектом, в начале апреля вышла в прокат и в России, и на Украине (под названием «Несломленная»), была тепло принята критикой и зрителями. Постановщик фильма рассказал «Газете.Ru», чем отличается сериальная версия от прокатной, а «Битва за Севастополь» — от «Снайпера» Клинта Иствуда, о женщинах на войне и о том, возможно ли дальнейшее сотрудничество между Россией и Украиной — хотя бы в области кино.

— Чем отличается сериал от фильма, какие сюжетные линии вы развернули?

— Отличий несколько. Первое — в сериале мы подробно рассказали, как Людмила Павличенко стала женщиной, изменившей ход истории. В фильме она не встречается с президентом США; в сериальной версии эта встреча происходит — и Франклин Рузвельт, увидев беззащитную маленькую девочку, принимает решение нарушить предвыборное обещание и открыть Второй фронт.

Кроме того, показано развитие их дружбы с Элеонорой Рузвельт — в кино это прослеживается не так подробно, как в сериале.

Третье, что мы показали в сериале более подробно, это тема «женщина и война». Великую Отечественную прошли 800 тыс. женщин, и они говорили, что самое трудное было не воевать с немцами, а преодолевать бытовые трудности.

И последнее, что стоит отметить в сериале. Вот новобранцы проходят курс молодого бойца, они совсем молодые, у них играет кровь — и параллельно с обучением происходят любовные интрижки, возникают любовные треугольники. За неимением времени все это из фильма было убрано — но в сериале будет показано, что любовь существует в любых, самых нечеловеческих условиях и всегда побеждает войну.

— То есть режиссерская версия — это многосерийный вариант.

— Я был воспитан на советском кино, так называемый «олд скул», и мне по ритму, по темпу ближе сериальная версия. Она больше моя, больше соответствует моему пониманию, как должны развиваться события. Я хочу не быстрого, клипового монтажа, а хочу любоваться актером, его реакцией, хочу видеть послевкусие после сцены, пейзажи, наблюдать, как поют сверчки. Это все есть в сериале.

— Критики отмечали, что ваш фильм похож на советский. Как вы относитесь к такой характеристике?

— Меня так учил во ВГИКе великий мастер Гальперин, который снял «Трактористов». Он говорил, что главное в кадре — человек и его реакция, а событие — всего лишь фон для человека. Так что «Битва за Севастополь» — фильм не о войне, а о девочке на войне. Меня как раз обвиняли в том, что такая великая война стала фоном. Но и для Толстого Отечественная война 1812 года тоже была лишь фоном для людей. Война не может быть главным, тогда получается какой-то дурной боевик. Главное — человек, с его реакциями, страданиями, любовью, ненавистью.

— Сложно назвать плохой военный фильм советского времени…

— Да. Свою роль в этом сыграла и окопная проза — Некрасов, Бакланов, Гроссман. Я где-то прочитал о том, как во время бомбежки выскочила мышь и начала метаться по блиндажу — вот где правда войны. Или вот я читал мемуары одной женщины, которая на вопрос о том, что самое страшное на войне, отвечала, что ее преследовал страх: если убьют, то все увидят на ней мужские сатиновые трусы, поскольку не было женского белья. Вот это ее всю войну волновало — и это какая-то другая война. Не желание подвига, а обычные трусы. Вот это я понимаю, вот это я чувствую.

— Важно ли в военных фильмах быть точным в мелочах и деталях — или можно чем-то поступиться?

— А не получается поступиться. Первый вариант сценария был написан с нарушением правды, и он не мог развиваться, оказался мертвым — тронь одно слово, и все рушится. Всего лишь потому, что в фундаменте лежала ложь. И тогда мы начали делать второй вариант, который основывался на книге Людмилы Павличенко «Героическая быль». Очень жесткой и страшной книги, несмотря на то что она прошла советскую редактуру. Еще мы пользовались архивными материалами из музея в Севастополе, а также встретились с людьми, которые лично знали нашу героиню, которые рассказали нам, какой она была. Ведь есть мнение, что это дутая фигура, сталинский миф наподобие Стаханова, и никого она не убивала — уж слишком чудовищным и фантастическим кажется ее результат. Триста девять немцев — даже у знаменитого Василия Зайцева было меньше! И наш фильм — в том числе и ответ тем людям, которые не верят.

— Чем ваша картина отличается от истории американского снайпера в фильме Клинта Иствуда «Снайпер»?

— Эти картины, конечно, можно сравнить: там и там рассказывается о снайпере. Но американский снайпер ведет войну на чужой земле, для него война — цепь командировок. Жестоких, страшных, но все равно лишь командировок. Отсюда все стрессы, брошенный телефон, невозможность вернуться к мирной жизни — ведь еще Ремарк описывал таких людей как потерянное поколение.

А Павличенко воюет на своей земле. Это девочка, которая читает стихи Симонова «Убей его», это защита родины — и это в корне другой мотив. Защита своей земли, а не командировка.

— В этом году вышло три отечественных фильма — «Батальонъ», «А зори здесь тихие» и ваша «Битва за Севастополь», так или иначе посвященных женщинам на войне. Война, получается, женское дело?

— Нет. Просто, наверное, пришла пора говорить о женщинах на войне, поскольку это архидраматическое событие. И получилось это случайно: три режиссера, не сговариваясь, снимают фильм на одну тему. Я, честное слово, не знал о других картинах, думал, что один такой умный (смеется), а оказалось, что все эти ленты повторяют один и тот же мотив — видимо, хотели найти в войне новые узелки. И правильно: война многолика и о ней надо говорить по-разному.

— «Битва за Севастополь» — последний на данный момент совместный российско-украинский проект…

— У меня очень странное положение. Половину жизни прожил на Украине, а вторую половину — в России, я этнический украинец, и это помогло довести фильм до конца. Мои родственники там живут, и, конечно, я против того, что там происходит. Я ходил на «майдан», видел, как рушатся семейные связи и ссорятся люди. И я не понимаю, как мне предстоит ездить на могилу к маме в Житомирскую область по шенгенской визе — это все для меня внове. И поэтому мой фильм сам собой получил мощный пацифистский накал.

— А перспективы сотрудничества хотя бы в области кино остаются, на ваш взгляд?

— Рано или поздно мы должны опять начать дружить, и вот почему: «Битва за Севастополь» снимается совместной группой во время очень напряженных отношений между нашими странами — и мы доделываем это кино, у нас ни одна смена не была перенесена или отменена. И значит, мы можем сотрудничать — вот эта маленькая группа в 60 человек показала, что мы можем делать одно общее дело.

Потом фильм показывают на Украине — и его хвалит украинский чиновник из министерства культуры, его показывают в России — о нем положительно отзывается наш министр культуры.

И зрители принимают «Битву за Севастополь» — и украинские, и российские.

И я очень счастлив, что на то время, пока длится фильм, мы становимся едины и реагируем на происходящее на экране одинаково. 9 мая сериал выйдет одновременно и в России, и на Украине. Мои две половинки оказались склеены этим фильмом. И когда-нибудь наш единый корень даст какой-нибудь росток. Возможно, это будет нескоро, но нам никуда не деться друг от друга — вот такой мой прогноз.

Новости и материалы
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости