Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От любви до бунта

На фестивале «Территория» показали спектакль «Rausch» Фалька Рихтера и Анук ван Дайк

Фестиваль-школа современного искусства «Территория» показал одно из самых главных своих событий – спектакль «Rausch», поставленный немецким режиссером Фальком Рихтером совместно с хореографом Анук ван Дайк в дюссельдорфском «Шаушпильхаусе».

Фальк Рихтер – один из немногих лидеров немецкой режиссуры, чьи спектакли еще ни разу не были в Москве. Он работал в Цюрихе с Кристофом Марталером, постоянно ставит оперы в ведущих европейских театрах, выпускает спектакли в берлинском «Шаубюне», также на его счету несколько проектов, созданных для Авиньонского фестиваля. Рихтер ставит, как правило, современные пьесы, большинство из которых – тексты, написанные им специально для собственных спектаклей.

Часто Рихтер работает в соавторстве с хореографом Анук ван Дайк из Нидерландов, без которой давно уже невозможно представить европейский contemporary dance. Спектакли Рихтера и Ван Дайк всегда существуют на стыке жанров, и зачастую танец делается главным средством выражения эмоций для занятых в них драматических актеров. Режиссер и хореограф стремятся дать артистам максимальную свободу, как телесную, так и внутреннюю, оставляя простор для импровизации.

Если открыть немецко-русский словарь, то можно будет узнать, что

«Rausch – состояние, возникающее вследствие острой интоксикации нейротропными средствами, характеризующееся комплексом характерных психических, вегетативных и соматоневрологических расстройств».

Rausch – это дурман, наркотическое опьянение. Это пограничное состояние души, когда она находится вне реальности, а все ее внутренние метания вдруг выплескиваются наружу.

В спектакле Рихтера оно оказывается не медицинским диагнозом, а состоянием современного мира – непременным условием бытия поколения 20–30-летних.

Сцена почти пуста. Кожаные черные сиденья, как на старом вокзале, стоящие у задника, едва заметные темные матерчатые кубы – и 12 юношей и девушек. Это редкий в современном театре спектакль большой формы, где нет ничего, кроме людей. Где актеры становятся единственными объектами действия и не прячутся ни за какими внешними эффектами. Где всё, что есть, – их монологи и диалоги, вербальные и телесные, соединенные в объемном портрете современного мира.

Их всего 12, но кажется, что огромная толпа.

Здесь нет героев, нет имен, нет единого сюжета и конкретных историй. Здесь все говорят наперебой, каждый выплескивает свою боль, то, чем он живет и что больше всего его волнует; те мысли и чувства, которые мы обычно держим глубоко внутри себя.

Дистанция между актерами и персонажами неопределима. Мы никогда не узнаем, что здесь является полным вымыслом, что связано с личной историей того или иного артиста и есть ли смысл вообще искать какие-то параллели. Когда героев в обычном понимании на сцене нет, а есть только абстрактные – и всё же такие реальные – люди, о которых мы не знаем ничего, кроме их душевных переживаний, разделять актера и роль уже невозможно.

Здесь все живут в общем порыве и на одном дыхании, чувствуя друг друга молекулами одной клетки, сплотившимися навсегда и неспособными существовать по отдельности. Хор разрозненных голосов рождает полифонию, которую уже невозможно разъять на составные части.

Больше всего они говорят о любви.

О любви безответной или взаимной, но одинаково несчастной, смешной и хрупкой.

Он любит ее, но в фейсбуке ее образ гораздо лучше, чем сама она в реальности.

Она любит его, но он по ночам, вместо того чтобы спать, царапает себе шею в безумных приступах. Он любит ее, а вся ее жизнь в социальных сетях, и она всё время ищет себе кого-нибудь, кто ближе к идеалу. Это истории стремления друг к другу и взаимонепонимания, мучительной нехватки любви, ее поиска – и ее невозможности, когда кажется, что наконец ее нашел. От «я люблю тебя» до «я хочу съесть твое сердце» один шаг.

Они рассказывают свои истории и то и дело принимаются танцевать. Но танец ли это? Конвульсии дрыгающихся тел, нечто среднее между любовной истомой и предсмертной агонией. Они бегают-маются хаотично по сцене, изгибаясь, вертясь, кувыркаясь. Ищут, с кем встретиться взглядом, к кому прикоснуться. То сталкиваются мимолетно, то прижимаются к кому-нибудь крепко-крепко, то почти совокупляются в танце.

Мужчина и женщина, мужчина и мужчина, женщина и женщина. Неважно кто, главное — быть рядом.

Он и она на приеме психоаналитика. Дурацкие вопросы, смешные ответы. «А какая у вас страховка?» — нужно записать такой диагноз, чтобы пациент платил меньше. Сфера услуг работает безошибочно. В ответ на «я тебя люблю» — «мы не за этим сюда пришли». Дистанция, которая только возрастает от попытки разобраться в проблемах: умение любить друг друга при неумении слышать.

А потом они начинают бунтовать. «Rausch» — чуть ли не первый социальный спектакль, прямо утверждающий: протест рождается совсем не от жажды справедливости, а просто от нехватки любви.

«Негерои» спектакля объявляют: принципиально ошибочными концепциями, из-за которых человечество пошло по неверному пути, были не только католическая церковь, капитализм и аристократия, но и само представление, будто два человека могут быть созданы друг для друга.

Они собираются в лагерь «Оккупай Франкфурт» перед Евроцентробанком и вроде бы борются за свои права и «мир во всем мире» — но на самом деле приходят туда просто для того, чтобы быть вместе.

Свобода, к которой они стремятся и которая им нужна позарез, совсем не социальная — она внутренняя, человеческая. Свобода любить и быть любимым, свобода жить и делать то, что хочется. Свобода ни от кого и ни от чего не зависеть. Главное, что им нужно, – совсем не отклик правительства, не реформы и не блага общества, а просто тепло чьего-нибудь тела, сопящего рядом с тобой в палатке.

Они всё время вспоминают песню «How to disappear completely» группы Radiohead. «Еще немного, и я исчезну, / Мгновение уже прошло, / Да, прошло и исчезло, / И я не здесь, / Это происходит не со мной, / Я не здесь, / Я не здесь...». Исчезновение – лучший рецепт от одиночества. Если тебе некого любить, надо раствориться, надо себя уничтожить. «...Так собираются летние волны, взбухают и опадают; собираются – опадают; и мир вокруг будто говорит: «Вот и всё», звучней, звучней, мощней, и уже даже в том, кто лежит на песке под солнцем, сердце твердит: «Вот и всё»», — произносят они по-английски слова из романа Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй».

Спектакль Рихтера о людях, которые не могли найти своего места в мире, не могли встретить единственно нужного себе человека и вышли на площадь от безысходности.

Они переживают не социальный переворот, а конец света, на котором оказались не нужны. Когда полицейские разгоняют лагерь, здесь это событие скорее метафизическое, чем реальное. Поражение не политическое, а экзистенциальное — окончательная утрата самих себя. 12 человек, кружащихся по сцене с раскинутыми врозь руками, среди пустоты, в полумраке. То ли гибель от системы, которую они, как ни хотели, так и не смогли ни выплакать, ни выблевать, то ли полет в пространстве, где всё залито вакуумом, но очень много таких, как ты.

Новости и материалы
Арестованный замминистра обороны Иванов жил на Рублевке в особняке
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
Все новости