Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Отыщите его за плинтусом

Вышел роман «Хроники Раздолбая» Павла Санаева

Константин Мильчин 08.07.2013, 09:51
Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС

Роман Павла Санаева «Хроники Раздолбая» рекламируют как «Похороните меня за плинтусом-2», хотя на самом деле это отдельный роман — о том, как жилось автору и его лирическому герою в 90-е.

Москва, 1990–1992 годы. Главный герой, мальчик из успешной по советским меркам семьи (отчим — директор издательства), не блещет талантами и не особо понимает, чем дальше заниматься в жизни. Ближе всего ему рисование — и он учится на художника, но рисовать ему нравится, а вот заниматься — не очень. Основной предмет его забот — личная жизнь и обдумывание житья. Личная жизнь состоит из вялотекущего, но периодически вспыхивающего бурным цветом романа с девушкой Дианой из Риги.

Диане он сервирует завтрак во фраке, привозит ее на один день в Москву, чтобы сводить в театр, изображает деда Мороза — в общем, ведет себя как опытный соблазнитель наивных дурочек.

Раздумья – это споры о боге и вере то с глубоко верующим музыкантом Мишей, то с друзьями-циниками Валерой и Мартином. Вдобавок в голове героя прямо как у Жанны д`Арк, звучит голос — то ли Божий, то ли интуиции, то ли это просто следствие нервного расстройства. Голос дает советы, что герою делать дальше, и предсказывает ему его будущее.

Да, и еще параллельно юноша спекулирует кассетами с рок-музыкой, выпивает с друзьями, ссорится и мирится с матерью и отчимом.

Видели рекламу этой книги: «Похороните меня за плинтусом-2»? Не верьте; роман «Хроники Раздолбая» не имеет со знаменитым семейным макабром ничего общего, и перед нами вовсе не приключения повзрослевшего Саши Савельева. Эту мысль автор последовательно и упорно доносит до читателя, потому что хочет, чтобы у нового романа была своя, отдельная жизнь.

Рекламный подзаголовок — идея издательства, понятная и предсказуемая.

Правда, сказать, что в лице Раздолбая перед нами предстает альтер эго самого автора, — тоже слишком смелое утверждение. Главный герой вообще нигде не называется по имени, только вынесенным в заголовок прозвищем. Он в книге есть, и одновременно его как бы и нет. Волею автора ли, или собственной, Раздолбай заимствует черты характера и мысли у других, более ярких персонажей.

Даже персонажи второго плана — например, девушки, с которыми он пытается встречаться, чтобы разбавить разлуку с прекрасной рижанкой — прописаны ярче, чем он сам.

Сам Санаев во время встреч с читателями на литературном фестивале в Перми объяснял, что бесхарактерность героя была задумана им нарочно: он хотел показать, как другие люди влияют на героя и меняют его. Эта книга, по его словам, — лишь первая часть дилогии. Вторая часть выйдет через полтора года: окончательно личность Раздолбая — в реальности книги — сформируется лишь в 2012 году.

В этом, конечно, есть некоторое жульничество автора – уж слишком неодинаково ведет себя главный герой в разных ситуациях. Он то слабак, то волевая личность, то глуп, то умен, то скучен, то остроумен — и из этого разнобоя вырастает не объемная и рельефная фигура персонажа, как можно подумать поначалу, а некий гомункул-хамелеон.

Впрочем, если вычесть проблемы с заглавным персонажем, «Хроники...» — хорошая, умная беллетристика, которую есть за что похвалить.

За панорамную картину мира без мобильных телефонов, когда деловой человек носил с собой пакетик с двухкопеечными монетами для таксофонов и сообщал партнерам телефонный номер ресторана.

За описание позднего совка за год до краха глазами «маленького человека», но без чернухи и ностальгии.

Другое дело, что «Раздолбая» вряд ли ждет судьба «Плинтуса», триумфально сметенного с полок, а затем еще и мастеровито, с толком экранизированного. По тексту нынешнего романа видно, что этой прошедшей славы «автора одной книги» Санаев побаивается — слишком завышены ожидания читателей, и слишком сложно выдерживать класс на уровне былого успеха. И именно поэтому «Хроники» стоит обязательно прочесть — чтобы, начитавшись несколько лет назад о приключениях ребенка из несчастливой знаменитой семьи, не выплеснуть его, повзрослевшего, вместе с его новой книгой.