Пенсионный советник

Премия за молодость и выслугу лет

В ГЦСИ открылась выставка номинантов конкурса «Инновация – 2012»

Велимир Мойст 25.03.2013, 13:08
__is_photorep_included5115773: 1

В ГЦСИ открылась выставка номинантов конкурса «Инновация – 2012», выглядящая как парад молодых авторов и бенефис опытных кураторов.

Публичное представление номинантов любой художественной премии – жанр довольно специфический, поскольку такие выставки обречены на некоторую конспективность. У «Инновации» это свойство выражено особенно ощутимо. Финальные выставки проходят в относительно небольшом зале Государственного центра современного искусства, между тем число их участников велико, да и форматы номинированных произведений иной раз слишком масштабны, чтобы демонстрировать их полностью.

Например, в этом году все пять претендентов в номинации «Кураторский проект» представляют свои работы в режиме видеопрезентации. Отдельные художники и арт-группы удостоены показа в подлиннике, но фрагментарно. Проще всего, конечно, с книгами (номинация «Теория. Практика. Искусствознание»): достаточно предъявить экземпляр издания и сопровождающие его комментарии. Словом, эта экспозиция, как обычно и бывает, служит лишь собранием маркировок, условных знаков, позволяющих хотя бы приблизительно сориентироваться в премиальной ситуации.

Формальные параметры нынешней «Инновации» предельно близки к прошлогодним – по сути, с ними совпадают.

Номинаций по-прежнему семь, в двух из них победители определяются задолго до церемонии вручения наград.

В категории «За вклад в развитие современного искусства» уже названо имя Эрика Булатова – легендарного нонконформиста, давно живущего в Париже, но весьма почитаемого на родине. К почетному званию прилагается денежное вознаграждение в размере 600 тыс. рублей – в отличие от номинации «За поддержку современного искусства России», которая никаких бонусов, кроме морального удовлетворения, не предполагает. В этом году лауреатом оказался фонд Михаила Прохорова.

На оставшиеся пять номинаций в общей сложности поступило 310 заявок, из коих после отбора осталось 25. Им предстоит соперничать в категориях «Произведение визуального искусства» (это главный приз с денежным эквивалентом 800 тыс. рублей), «Кураторский проект» (500 тыс. рублей), «Теория, критика, искусствознание» (500 тыс. рублей), «Региональный проект современного искусства» (400 тыс. рублей), «Новая генерация» (200 тыс. рублей).

Общий призовой фонд конкурса составляет 3 миллиона рублей: эта сумма складывается из средств госбюджета и спонсорских вливаний.

В прошлом году велись разговоры о возможной отмене «Регионального проекта», чтобы не делить искусство на столичное и провинциальное, но в итоге осталось как было.

Кстати о регионах. На выставке бросается в глаза очень мощное представительство II Уральской индустриальной биеннале современного искусства, проходившей прошлой осенью в Екатеринбурге. В лонг-листе фигурируют целых шесть тамошних сюжетов, включая основную экспозицию биеннале, курируемую Ярославой Бубновой. Таким образом, вероятность получения хоть какого-нибудь приза у активистов Уральского филиала ГЦСИ весьма высока. Правда, среди номинированных участников той биеннале не только екатеринбуржцы:

скажем, одним из наиболее реальных претендентов на Гран-при «Инновации» можно считать московского художника Леонида Тишкова с лирической и даже трогательной инсталляцией «Заброшенные утопии: коньковый завод».

Но любая награда, кто бы из «уральского списка» ее ни удостоился, по факту будет работать в поддержку удаленного от столиц фестиваля, только набирающего крейсерский ход.

Еще нельзя не заметить обилия молодых имен, причем не только в разделе «Новая генерация». Художников до 35 лет непривычно много – есть они и в главном конкурсе, где представлены Аня Жёлудь с «Последней выставкой» и Арсений Жиляев с проектом «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы», реализованным в конце прошлого года в Третьяковской галерее. В других номинациях число юных авторов вообще переваливает за три десятка, поскольку в лонг-лист попало несколько коллективных работ. Вроде бы порадоваться надо за подобную массовость, но вообще-то размазывание тонким слоем креативности и ответственности за созданные произведения – не самая симпатичная сегодняшняя тенденция.

Пир юности затихает на подступах к кураторской и искусствоведческой номинациям. Здесь правят бал корифеи. Среди номинантов Борис Гройс, Андрей Ерофеев, Виктор Мизиано, Виталий Пацюков, Александр Боровский, Екатерина Андреева, упомянутая выше Ярослава Бубнова. Реестр более чем внушительный, так что исход этих состязаний в эрудиции, прозорливости и организаторских способностях вряд ли кто-то возьмется прогнозировать. Все точки над всеми буквами будут расставлены 9 апреля, когда состоится церемония раздачи «инновационных» призов.