Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Этот сюжет еще будет обрастать подробностями»

Режиссер Варвара Фаэр о спектакле «Pussy Riot. Продолжение» с участием Екатерины Самуцевич, посвященном жизни участниц панк-группы в колонии

Режиссер Варвара Фаэр рассказала «Газете.Ru» о спектакле «Pussy Riot. Продолжение» с участием Екатерины Самуцевич, посвященном жизни участниц панк-группы в колонии.

Слово «Продолжение» в названии спектакля, по словам его автора Варвары Фаэр, вовсе не означает преемственности с прошлым спектаклем о панк-группе, поставленным в «Театре.Doc»: оно, по словам режиссера, относится к самим героиням спектакля. Им же была посвящена постановка «Хамсуд. Продолжение», вышедшая после окончания судебного процесса: главными рассказчиками той постановки стала знаменитая тройка адвокатов — Виолетта Волкова, Марк Фейгин, Николай Полозов. Обе постановки были сделаны в жанре «свидетельского театра» — на сцену выходили реальные участники событий. Для «Театра.Doc» нынешняя постановка уже пятая в этом жанре: помимо «Хамсуда» площадка делала постановки с участием активистов «Оккупай. Москва», «Случай с моим другом» Сергея Шаргунова о деле Леонида Развозжаева, а также спектакль, посвященный митингу 5 декабря 2011 года, в которой задержанные активисты рассказывали об акции и пребывании в спецприемнике. Варвара Фаэр — кинодокументалист и театральный режиссер, в послужном списке которой сатирическая постановка «БерлусПутин» по пьесе Дарио Фо. Режиссер рассказала «Газете.Ru», какие сюжеты легли в основу «Pussy Riot. Продолжение», как в России может существовать свидетельский театр, и о том, что нельзя показывать, а можно только сыграть.

— Формат, в котором будет проходить ваш спектакль, называется «свидетельский театр». Кто в данном случае «свидетель»?

— Свидетелей много: будет участница группы Катя Самуцевич, Таисия Круговых — режиссер-документалист, которая года четыре дружит с Pussy Riot и неоднократно ездила в колонию к Маше и Наде. Будут два человека из «группы поддержки», а также человек по имени Серое Фиолетовое; во время акции группы «Война» под названием «Памяти декабристов» в «Ашане» он изображал труп вешаемого еврея и гомосексуалиста в одном лице. Будет художник Антон Николаев, сотрудничавший с «Войной» и хорошо знающий Надю Толоконникову, а также подруга Маши Алехиной. Будет Настя Кириленко — корреспондент прежней команды «Свободы». Сейчас решается вопрос о том, придут ли родители девушек.

— Почему вы называете это спектаклем? Чем это отличается от, скажем, пресс-конференции или творческого вечера?

— Это будет довольно четкое и структурированное действие с жестко закрепленными мизансценами. Мы с моим соавтором Миленой Цховреба будем направлять спектакль. Все герои сидят в первом ряду зрительного зала, а мы втроем с Тасей Круговых сядем перед залом как вспомогательные единицы, модераторы.

Будет видео: Тася Круговых снимала визит в обе колонии. Кадры будут дополнены личными впечатлениями, которыми можно поделиться только на словах, потому что снимать в некоторых местах было нельзя. Это, кстати, очень любопытный персонаж — Круговых во время спектакля ее сыграет. Есть также фотографии и рассказы Круговых и активистов. Тася будет своего рода экскурсоводом по этому виртуальному пространству.

То, что нельзя снимать, мы постараемся рассказать или разыграть. Например, сцену свидания с Надей, на которой снимать было запрещено: оно проходило в присутствии женщины в бушлате, такого молчащего «жучка» с красными губами. В этой поездке было многое, чего нельзя говорить, но что можно передать через маленьких персонажей вроде этой женщины или начальника колонии. О том, как Надя себя там чувствует и какое к ней отношение.

— Почему о чем-то нельзя говорить? Что за цензура?

— Впрямую о некоторых вещах говорить нельзя, иначе Наде будет хуже. Примерно такая же ситуация у Маши, но она вообще в одиночке и лишена человеческого общения.

После рассказов о визитах в колонии будет раздел под рабочим названием «Тем временем» — там мы, например, покажем фрагмент интервью Путина каналу Russia Today, в котором он рассуждает о неприличном названии группы Pussy Riot и «вешании евреев». И встык опровержение от Маши Алехиной, с разъяснением названия и смысла акции...

После этого мы переходим к художественным, драматическим портретам девушек. На сцену будут выходить те люди, которых знают именно эту девушку. Мы выбрали такую форму: когда актер играет в фильме или в спектакле, то у него всегда есть вопросы по персонажу, на которые режиссер должен ему ответить, чтобы актер понял, что ему играть. И поскольку мы «работаем» над образами девушек, то мы, я и Цховреба, будем свидетелей спрашивать именно по этим пунктам; даже если свидетели на какой-то вопрос отказываются отвечать, то это тоже ответ. Там уже есть масса наблюдений и историй про каждую девушку, они очень разные.

Ну и закончим мы с легким сердцем и на веселой ноте: в финале спектакля обыгрывается акция Pussy Riot, которая не была популяризирована так широко, как акции на Лобном месте или в храме Христа Спасителя. У них еще в 2011 году было выступление напротив изолятора временного содержания. Потому что всё, что будет перед этим, конечно, очень удручающе.

В конце спектакля мы пригласим всех зрителей на сцену, чтобы они перемешались с участниками и могли задавать им свои вопросы, что называется, на короткой ноге. Чтобы возникла такая хорошая туса.

— То есть вы даете еще один повод смешать зрителей и публику — это сознательно?

— Вот смотрите. В конце 2011 года, когда мы делали спектакль «Освобождение» по мотивам после 5 декабря 2011 года и последовавших за ними задержаний на 15 суток, бывшие узники спецприемника — Яшин, Чернозуб, Верзилов и другие — принесли свои свежие эмоции и выкатили их в зал. Это было очень заразительно, потому что свежо. А вот когда мы делали «Хамсуд. Продолжение» — первый свидетельский спектакль про процесс над Pussy Riot, пришли их адвокаты и действо постоянно норовило съехать в сторону пресс-конференции. Получилась своего рода «встреча со зрителями»: вот артисты на сцене, вот публика в зале рядком. Полозов, Волкова, Фейгин — яркие, артистичные персонажи, прекрасные ораторы, быстро приковали к себе внимание.

В «Освобождении» такая конфигурация имела смысл: люди, только что вышедшие из застенков, делились свежими эмоциями, и это было очень театрально. В случае же с нынешним спектаклем мы имеем дело с арт-средой, совершенно бесконтрольной и анархичной. Понятно, что здесь нужно было всё четко продумать. И это меня толкнуло на такую форму.

— Насколько «свидетельский театр» в данном случае может считаться театром, а не, скажем, видом СМИ?

— Есть некий драйв и импульс, который заставляет людей в этом участвовать. Свидетели — это краски на полотне. Это просто набор красок, который ты кладешь в определенной форме и в определенном месте, и получается цельное полотно, картина.

Есть «нетеатральные», несценичные люди: кто-то из них может быть героем документального кино, а кто-то просто скучен, и его ни с какой стороны не повернешь. Мы же нашли способ этих нетеатральных людей определенным образом представить. У нас сочетание театральных и нетеатральных людей — мы нашли способ это сделать, чтобы было интересно. И всё возможно. Использовать в театральном контексте нетеатральных людей — всё равно что ставить телефонную книгу. Но ведь это на самом деле интересно, как и делать театр из реальных людей.

Повторить этот спектакль будет нереально.

— Почему? В Россию приезжала группа немецкая группа «Римини протокол» со спектаклем «Проба грунта в Казахстане»: там «свидетели» становятся артистами, получают пусть и свой собственный, но фиксированный текст, берут отпуска и ездят играть. В случае «Pussy Riot. Продолжение» речь идет об одноразовом событии?

— Да. В том числе и потому, что ситуация постоянно меняется. 16 января будет суд по делу Маши Алехиной, 13 января будет «Марш против подлецов». Мы бы и рады, может быть, сделать спектакль, который можно повторять, но он будет слишком быстро обрастать подробностями.

Ну и смысл у спектакля немного другой: это политический театр, цель создателей «Pussy Riot. Продолжения» — эмоционально воздействовать на власть. Вопрос проката спектакля тут, прямо скажем, не совсем главный.

— Воздействовать? Но ведь один из столпов «документального театра» — так называемая «ноль-позиция», когда театр воздерживается от навязывания зрителю своей точки зрения, давая ему вместо этого карту мнений...

— Во-первых, «ноль-позиция» — не священная корова для «Театра.Doc». Правила устава — они, знаете, для того чтобы через них прорываться. Во-вторых, у меня в спектаклях никогда «ноль-позиции» и не было. У меня всегда есть авторская позиция, но мне не обязательно ее навязывать, я же могу ее изложить. Когда я поставила «БерлусПутина» — у меня была позиция. Когда мы делали «Хамсуд» — у меня была позиция.

— Не боитесь, что провокаторы придут?

— Не боюсь. Игнорирую.

Новости и материалы
Футболиста дисквалифицировали за объятия с болельщицей во время матча
Названы самые востребованные у россиян книги «с рук»
В Курске сожительница деда отпинала его внучку-младенца и выкинула ее в коридор
Названа дата первого пуска водородной ракеты «Ангара-А5В»
В Москве первоклассник обвинил преподавателя ритмики с 20-летним стажем в избиении
Шойгу раскрыл потери ВСУ с начала СВО
Опубликовано видео задержания диверсанта за подготовку теракта в Брянске
Крым предложит ужесточить законодательство в отношении мигрантов
Украина запросила аварийные поставки электроэнергии из-за рубежа
Шойгу назвал число уничтоженных украинских беспилотников за время СВО
Подмосковные врачи вытащили из желудков двоих детей деньги, съеденные во время игры
В России прекратили сборку автомобилей Dongfeng
Кулеба высказался об ограничении консульских услуг для украинцев за рубежом
Зарплаты россиян оказались значительно меньше необходимой для ипотеки суммы
Экономист оценил влияние мер российских властей на курс рубля
Названа общая проблема ЦСКА и «Спартака»
На Крымском мосту усилят досмотры в преддверии праздников
Ольга Орлова показала свою гардеробную
Все новости