Пенсионный советник

На самой высокой ноте

На 87-м году ушла из жизни великая певица Галина Вишневская

«Парк культуры» 11.12.2012, 20:02
__is_photorep_included4887325: 1

Во вторник, 11 декабря, на 87-м году жизни скончалась оперная певица, режиссёр и педагог, народная артистка СССР Галина Вишневская.

«Голосов в России очень много. Петь не умеют», — констатировала в одном из интервью Галина Вишневская. Она вспоминала, как сама в 16 лет потеряла верхние ноты и потом долгие шесть лет не знала, что делать, пока ей не помогла педагог Вера Гарина, которую Вишневская называла «мой настоящий учитель пения».

«Я очень хорошо понимаю трудности певцов и объясняю им, что школа пения — это прежде всего школа дыхания. Без правильного дыхания петь невозможно. Но именно этому, к сожалению, мало учат у нас педагоги», — сказала она в интервью «Российской газете», которое дала к своему 80-летию.

Вишневская родилась в 1926 году.

Во время Великой Отечественной войны она была в осажденном Ленинграде, пережила блокаду, служила в частях противовоздушной обороны.

А в 18 лет начала петь в Ленинградском областном театре оперетты, где ей вскоре доверили исполнять сольные партии. Отработав в театре несколько лет, она уходит —- чтобы с помощью Гариной научиться петь по-настоящему.

После этого её взяли в Большой — несмотря на отсутствие профессионального образования, и в главном театре страны она быстро стала ведущей солисткой, исполняла более 30 партий, среди которых Татьяна из «Евгения Онегина», Купава из «Снегурочки», Керубино в «Свадьбе Фигаро», Баттерфляй в «Чио-Чио-сан», Наташа Ростова в «Войне и мире», Маргарита в «Фаусте».

Вишневская заслуживала бы самых превосходных оценок, будь она исключительно певицей, но ей довелось стать едва ли не самой знаковой фигурой русской интеллигенции.

Жена великого Мстислава Ростроповича, она никогда не оставалась в тени его музыкантского таланта — правда, обладая сильным и властным характером, умела находить гармонию с великим мужем.

Эта пара выглядела совершенно фантастически. Они поженились через 4 дня после знакомства, надолго разлучались — и Вишневская, и Ростропович много ездили на гастроли, в том числе и за границу. А в начале 70-х они, уже прославленные музыкант и певица, поселили у себя на даче Солженицына, на которого советская власть вела настоящую охоту за «призывы к свержению советского строя». Тем не менее до поры до времени трогать деятелей культуры с мировым именем не решались.

Нерешительность властей продолжалась недолго: в 1974 году Вишневская и Ростропович вынуждены были уехать на длительные гастроли — фактически это была эмиграция. Через четыре года высылку оформили юридически: супруги были лишены советского гражданства. «Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростровович и Г. П. Вишневская... систематически оказывали помощь враждебным СССР зарубежным организациям, — говорилось в официальном правительственном сообщении. — Так, в 1976—1977 годы они дали несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций».

Вишневская вспоминала, что узнала о лишении гражданства из выпуска теленовостей.

«Мы были вытолкнуты из России в одночасье. Я никогда не думала, что придется уехать. Если бы у меня была атомная бомба, прости меня, Господи, я бы ее кинула и сдохла бы сама со всеми вместе, в таком я была состоянии», — рассказывала она.

Гражданство им вернут — спустя 12 лет, в 1990-м, на волне перестройки, решением Президиума Верховного совета СССР, одновременно с Солженицыным; на этот раз новость супругам сообщила газета. Правда, они так и не воспользовались предложением советских властей, сохранив паспорта Монако. Но в Россию вернулись. Ростропович защищал Белый дом в 1991 году и поддерживал Ельцина в 1993-м, а Вишневская была настоящим культуртрегером.

Она дружила с руководством России, очень ценила Ельцина, сумела договориться с мэром Москвы Юрием Лужковым о выделении участка на Остоженке для строительства Центра оперного пения — совершенно новой институции, фактически ставшей образцом в обучении оперных исполнителей. Она не только обучала — при Центре был и собственный оперный театр. Вишневская считала, что выпускник консерватории в лучшем случае «умеет петь, не фальшивя».

«Чтобы заработать имя, набраться опыта, нужна сцена. Вот мы ее и предоставляем», — говорила она.

Выпускники центра поют в Большом театре, в Брюссельской королевской опере, в Дрезденской опере, Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

«Самое главное в искусстве пения — техника, — утверждала Вишневская. — Каким бы феноменальным ни был голос, но если у тебя недостаточно техники, ты ничего не сделаешь. Инструменталисты могут струны подтянуть или купить скрипку Страдивари. А голос… Это же тайна божественная!»

Одной из удивительных строк ее поздней биографии стали съемки в фильме «Александра» режиссера Александра Сокурова в 2007 году. На съемочной площадке она оказывалась далеко не в первый раз, однако эта стала для нее дебютом в качестве драматической актрисы; предыдущие пять кинокартин в ее послужном списке были фильмами-операми. Она сыграла роль бабушки, отправляющейся в Чечню к своему внуку-солдату. Вишневская рассказывала, как долго не хотела сниматься, и согласилась, желая отблагодарить Сокурова за его фильм «Элегия жизни. Ростропович, Вишневская», вышедший на экраны годом раньше.

Съемки проходили прямо в неспокойной Чечне, на сорокаградусной жаре; совершенно неузнаваемая в новом образе, Вишневская держала на себе все действие фильма.

Её заслуги — и как певицы, и как педагога — оценены очень высоко. Вишневская — народная артистка СССР (это звание ей вернут вместе с гражданством), удостоена ордена Ленина. В 2011 году она получила премию правительства России за создание школы оперного пения, а в начале декабря этого года — орден «За заслуги перед Отечеством» I степени с формулировкой «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства».