На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пейзажисты из коммуналки

Выставка «10 лет и 17 зим. Петр Митурич и Вера Хлебникова» в галерее «Ковчег»

В столичной галерее «Ковчег» открывается выставка «10 лет и 17 зим. Петр Митурич и Вера Хлебникова», рассказывающая о творческой жизни и семейных буднях четы художников.

Незадолго до того времени, о котором повествует нынешняя выставка, Велимир Хлебников писал: «Мне мало надо: краюшка хлеба да капля молока, да это небо, да эти облака». Пожалуй, не стоит полагать, будто близкие поэту люди — его сестра Вера Хлебникова и его друг Петр Митурич, поженившиеся вскоре после смерти первого Председателя земного шара, — так уж буквально руководствовались этим девизом в повседневности. Но, по большому счету, да. Постоянная необходимость добывать средства к существованию не заслоняла им неба с облаками. Почти каждое лето они на деньги, сэкономленные от зимних заработков, выбирались из Москвы куда-нибудь на волю — в Хвалынск, Солотчу, Судак, Джубгу, чтобы поработать с пейзажами. Об одном из таких семейных пленэров Петр Митурич писал, перефразируя строчку своего покойного друга: «Нам так мало надо: свобода, небо, море, тепло и скромная сытость. И это все было. Мало того, у нас был еще сынок, тут, где-то близко, в долине, и много еще летних дней впереди… как было хорошо. «О, если бы вечно так было», хотя бы не для нас лично, для художников будущего».

А в Москве снова ждали бытовые проблемы, поиски заказов, рутинное преподавание; Митурич был профессором ВХУТЕМАСа, что звучит сейчас крайне возвышенно и романтично, но в тогдашней жизни не являлось большим социальным преимуществом.

Просвет образовывали друзья и искусство. Рисовать для души получалось урывками, да и сюжеты для рисунков брались не самые впечатляющие:

пальто на вешалке, белье на веревке, чайник на плите, один и тот же вид из окна.

Еще они часто изображали друг друга и сына, будущего знаменитого иллюстратора Мая Митурича, в ту пору младенца. Круг тем и мотивов, что говорить, не поражает воображения, но сделано все настолько мастерски и проникновенно, что действует на зрителя почти гипнотически.

Эти двое из числа Председателей земного шара (в экспозиции даже фигурирует самодельное удостоверение, закрепляющее сей статус за Верой Хлебниковой) словно и впрямь могли руководить планетой, сидя в своей коммуналке на девятом этаже без лифта.

Отзвуки авангардных идей ощутимы на выставке время от времени — например, в беспредметных тушевых композициях Митурича, навеянных заумью Велимира Хлебникова, или в его же, Митурича, изобретательских проектах «дирижабля-волновика». Но, вообще-то, преобладают здесь иная эстетика и другое мировоззрение — поставангардные.

На смену утопиям пришла тонкая поэтизация реальности, возникающая вне футуристических эффектов и эпатирующих деклараций.

«Будущники» в лице Веры Хлебниковой и Петра Митурича — это люди с превосходным чутьем на природную и бытовую лирику, отвергающие всякую казенную фальшь. Хотя, конечно, для выживания приходилось им браться за всякую работу — скажем, в экспозиции встречается эскиз Веры Владимировны к картине под названием «Братский союз народов». Однако иллюзии такого рода развеялись быстро: проводники «линии партии в искусстве» образовали настолько антипатичный и корыстный клан, что приличным художникам место в нем находилось все реже.

Едва ли не единственным способом обеспечить хоть какую-то материальную устойчивость семьи оставались книжные и журнальные иллюстрации — они тоже представлены в экспозиции, и за них Митуричу с Хлебниковой наверняка не было стыдно. А впереди предстояло лето со «свободой, небом, морем» и самозабвенной работой для себя, то бишь для вечности.

«10 лет и 17 зим» — это и есть хронология перетекающих друг в друга состояний житейской рутины и творческой свободы. Столько зим провели художники в квартире на Мясницкой до смерти Веры Хлебниковой и столько лет выбирались на свободу. Благодаря их внучке Вере Маевне Хлебниковой-Митурич наследие того времени не только сохранено, но и разложено по условным документальным полкам. Семейный архив — в любом случае ценность, а здесь еще речь идет и о ценности художественной.

Новости и материалы
Трамп хочет получить неприкосновенность от МУС
Раскрыты характеристики дешевого Google Pixel 10а
Зеленский заявил, что Трампу скоро передадут новый вариант плана по Украине
Natan захотел уйти из Black Star
«Гринатом» автоматизировал техподдержку с помощью ИИ
В Вологодской области смягчили режим продажи алкоголя в новогодние праздники
Рубио захотел вернуть шрифт Times New Roman в Госдеп США
Автозавод Solaris приостановил производство автомобилей Solaris с механической коробкой передач
«Получил пару поздравлений»: лыжник Коростелев о реакции иностранцев на его допуск
Аналитики ждут огромного роста рынка складных смартфонов после выхода iPhone Fold
Владимир Винокур показал своего 10-летнего внука
В Дании усомнились в роли США в качестве гаранта безопасности Европы
Неизвестный с телефона модели Тартановой писал ее семье, пока она сама была в больнице
Стало известно о состоянии четверых пострадавших от БПЛА в Чебоксарах
Картину Валентина Серова продадут за $1,5 миллиона
Блогершу не спасли после домашних родов
Нарышкин высказался о вмешательстве России во внутренние дела других стран
В Хакасии мужчина осужден за финансирование террористической организации
Все новости