Пенсионный советник

Кино о работе под контролем

Министр культуры предложил правительственному совету по кино запретительные меры по поддержке российской кинематографии

Игорь Карев, Алексей Крижевский 17.09.2012, 20:24
Дмитрий Медведев провел заседание совета по развитию отечественной кинематографии ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев провел заседание совета по развитию отечественной кинематографии

Квоты на отечественные фильмы, выкуп прав на сценарии, контроль за тематикой получающих господдержку картин — на правительственном совете по кино министр культуры предложил Медведеву новые меры по поддержке киноотрасли.

Государственная поддержка не помогла сохранить отечественное кино, признал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на четвертом заседании правительственного совета по развитию российской кинематографии.

«Льготное финансирование на производство российских кинолент и льготы в виде 0% по НДС для кинотеатров вводились прежде всего для сохранения отечественного кинематографа на внутреннем рынке.

Надо откровенно констатировать: эта задача не решена, не получилось», — сказал Медведев.

Он также поставил вопрос — нужно ли продолжать эту льготную поддержку или придумать новые формы государственного участия в развитии отечественного кинематографа.

«Есть предложения квотировать рынок, предложения резонансные, и, естественно, не всем нравятся, есть предложение отменить льготы, есть предложение предоставлять соответствующие льготы на возвратной основе. Все идеи не бесспорные, но в любом случае какие-то решения принимать надо, эти решения находятся в компетенции правительства, и эти решения стоят денег», — цитирует главу правительства РИА «Новости».

Решения, которые надо принимать, озвучил министр культуры Владимир Мединский. Он предложил либо отменить льготу для кинотеатров по налогу на добавленную стоимость (в настоящее время кинотеатры не платят НДС на кинобилеты), либо предусмотреть введение квоты на показ отечественных фильмов.

Применять такой подход глава культурного ведомства предложил только в том случае, если сборы российских картин по итогам года будут ниже 18%.

Напомним, что в 2011 году доля отечественных фильмов в общей выручке составила 12,5%.

«Я считаю, что лучше квотирование, так как нулевая ставка НДС или ее отмена ударит напрямую по карману кинозрителя, просто повысятся цены на билеты», — сказал Мединский, отвечая на вопрос премьер-министра.

«С квотированием ничего не получится, и это уже сейчас ясно», — считает киновед Даниил Донудрей. — Если будет введено квотирование на показ отечественных фильмов, эти директора поставят блю-рей проигрыватель в туалетной комнате и оформят это как сеанс российского кино, а

Минкульту понадобятся толпы собственных инспекторов, чтобы это фиксировать и этому противодействовать».

По его мнению, запретительные меры не работают – напротив, надо стимулировать прокат.

«Нулевой НДС стимулом быть не может – он с самого начала был похож на результат лоббирования больших кинокомпаний, а не на стимул. Прибыль кинотеатров сейчас складывается не из сборов за билеты, а из еды, которой торгуют перед сеансами. На российское кино много поп-корна не продашь», — заключил Дондурей.

Кроме введения квотирования, Минкультуры наметило еще целый ряд мер по развитию отечественного кинематографа.

Например, ведомство собирается определять темы кинофильмов, которые снимаются при государственной поддержке. Для этой цели планируется заказывать сценарии, авторские права на которые будут переходить к Минкультуры.

«Мы планируем заказывать сценарии, оставляя авторские права на них у Министерства культуры», --

приводит РИА «Новости» слова главы Минкультуры Владимира Мединского на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Министр также указал, что эта мера будет распространяться и на фильмы, созданные при поддержке Фонда кино.

Как пояснили «Газете.Ru» в Минкульте, на практике эта мера предлагается для более эффективного осуществления госзаказа — чтобы иметь возможность предложить частной кинокомпании социально значимые с точки зрения министерства кинопроекты, попутно избавив ее от затрат на покупку сценария.

Жесткий контроль тематики финансируемых государством картин — как игровых, так и документальных и анимационных — планируется ввести с 2013 года.

Одновременно Минкультуры предложило сократить число получателей бюджетных киноденег — по словам Мединского, в настоящее время господдержку получают более 400 фильмов, не все из которых дойдут до большого экрана. В Минкультуры считают, что, если оставшиеся проекты будут получать больше средств, это позволит сделать отечественные фильмы более конкурентоспособными. Часть высвободившихся денег Мединский предложил направить на съемку телесериалов — при условии, что телеканалы примут участие в финансировании таких проектов и гарантируют их показ.

«Мы предлагаем обязать получателей госсредств на кино использовать его только для съемок на территории России, это прямая протекционистская мера для поддержки отечественных киностудий», — сказал министр. Он оговорился, что при этом могут быть единичные исключения — с разрешения заказчика и если съемки за рубежом являются неотъемлемой частью авторского замысла.

«Пришедшая в Минкульт новая команда явно давно хотела заниматься контролем за содержанием. На протяжении 20 лет это был регистрирующий орган, а теперь вдруг стал выдавать или не выдавать прокатные удостоверения», — сказал Дондурей. По его словам, с экспертами из общественного совета при Минкультуры ни одно из этих предложений не обсуждалось.

«Что касается намерения министра установить контроль за тематикой или тональностью фильмов, получающих господдержку, – то это, конечно, катастрофа», — сказал «Газете.Ru» председатель «Киносоюза», режиссер Андрей Прошкин.

«К счастью, дело не дошло до обсуждения конкретики, и то, о чем говорил министр, было оформлено как предложения. Многие из них, прямо скажем, не идеальны», — рассказал он. На прошлой неделе «Киносоюз» выступил с открытым письмом, в котором написано, что Минкультуры «не имеет права выносить предложения по реформе отрасли на правительственный уровень без обсуждения в профессиональном сообществе и соответствующей профессиональной экспертизы».

Такое обсуждение состоится — но после заседания правительственного совета. По словам Прошкина, со следующей недели начнутся консультации с экспертным сообществом по «дорожной карте» реформы кино.

«Там будет возможность выступить за или против определенных предложений. Сообщество – по крайней мере те люди, с которыми говорил я, и не только члены «Киносоюза» — настроено разумно: преобладает точка зрения, что некоторый протекционизм должен присутствовать, но вот квотирование – это лишнее», — сказал режиссер. По его мнению, эта мера сразу «вымоет» из проката фильмы, приносящие «среднюю» выручку — так называемый арт-мейнстрим.

«Вообще-то, прежде чем показывать такие вещи премьеру, неплохо бы проконсультироваться с экспертами. А теперь мы будем обсуждать то, что и так уже доложено Медведеву. Когда инициатива идет снизу – это демократия, когда сверху – это приказ», — уверен Дондурей.

Правительственный совет по развитию кино был создан в декабре 2008 года. Первые три раза он собирался под председательством Владимира Путина; на первом заседании в конце 2009 года было принято решение о создании отдельной структуры — Фонда кино — для государственной поддержки коммерческого кинематографа; в ведении Минкультуры осталось финансирование авторского и детско-юношеского кино.

На совете так и не было принято окончательного решения о том, каким способом государство будет осуществлять поддержку отечественного кинематографа в будущем.

По словам Мединского, существует несколько вариантов: квотирование, отмена льгот, введение льготного кинобилета или льготного абонемента на российские фильмы. Министр заявил, что вопрос о господдержке будет обсуждаться в конце года.

«К концу года мы посмотрим статистику, как идет динамика по сборам от проката отечественных фильмов», — приводит слова Мединского «Интерфакс».

Правда, на совещании министр рассказал, что надеется на то, что в будущем государство полностью выйдет из регулирования рынка кино, оставив себе только госзаказ на патриотические картины.

«Как показывает пример европейских кинематографий, ни одна из киноэкономик так не функционирует: определенное количество определенного рода фильмов всегда выпускается только благодаря господдержке», — ответил на это Прошкин.