Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Трубный глас на верхотуре

В Большом театре прошли гастроли оркестра и хора миланского театра Ла Скала

На основной сцене Большого театра прошла первая зарубежная гастроль – хор и оркестр Миланского театра Ла Скала выступили с «Реквиемом» Верди под управлением Даниэля Баренбойма

Когда в Москву на гастроли приезжает миланский театр Ла Скала (а это бывает не часто), он всегда привозит «Реквием». Это понятно: Верди написал свое знаменитое сочинение в Милане. Сочинением на текст католической заупокойной мессы композитор почтил память друга, поэта Манцзони. В 1874 году в соборе Сан-Марко прихожане впервые услышали этот музыкальный разговор человека с богом, и композитор лично дирижировал оркестром. Через несколько дней музыку сыграли и в «Ла Скала».

На нынешних гастролях оркестром управлял живой классик Даниэль Баренбойм. И если музыканты свои, миланские, то известные солисты, как это принято в мире, съехались из разных стран. Сопрано Красимира Стоянова — из Болгарии. Меццо-сопрано Екатерина Губанова училась пению в Ковент-Гардене. Бас Михаил Петренко работает в Мариинском театре. А тенор Стефано Секко – итальянец.

Московский концерт полон забавных подспудных переплетений. Это первые зарубежные гастроли на реконструированной сцене ГАБТа.

Можно сказать, что театр Ла Скала, который не понаслышке знает, что такое ремонт – не так давно он тоже утопал в перестройке – передает российскому собрату поздравление.

Тем более, что разнородного общественного мнения вокруг бюджета и качества реконструкции Милан, как и Москва, хлебнул по полной программе. Для дирижера это концерт, после которого он из Германии переберется в Италию: с 1 декабря Баренбойм, работавший в берлинской Штаатсопер, назначен в Ла Скала главным дирижером. Тут опять возникает тема стройки. В кулуарах концерта говорили, что, кроме творческих резонов, у дирижера была практическая причина принять приглашение: в Берлинской Опере тоже идет затяжной ремонт. И еще: в Москве как будто собрался клуб друзей режиссера Дмитрия Чернякова, только что открывшего историческую сцену нашумевшим «Русланом и Людмилой». Петренко спел в этом спектакле Руслана. Секко участвовал в черняковском «Макбете» в Париже. Баренбойм сделал с Черняковым, которого он высоко ценит, не одну постановку в Германии, в Италию наверняка тоже позовет.

Будем считать, что к Большому театру, не побоявшемуся в момент открытия пойти на творческий риск, приехала мощная группа поддержки.

Это был вечер из разряда «знали, на что шли». С музыкой все понятно: Папа Римский Бенедикт XVI не зря в свое время назвал «Реквием» попыткой «преодолеть вопль отчаяния перед лицом смерти». С первых тактов распознается типичный вердиевский стиль: звучные арии, мощнейшие ансамбли и мелодраматические эффекты. Оркестр метал божественные молнии (потряс даже громовой барабан) и затихал в протяжных медитациях. Огромный хор впечатлял и шепотом, и «криком». Говорить о качестве события бессмысленно: это все равно, что измерять красоту Ниагарского водопада – тем более, что акустика отремонтированного Большого и впрямь хороша. Одни слушатели плакали на Dies Irae («День Гнева»), другие утирали слезы на Lacrimosa («Скорбь»), третьи нервничали в момент Agnus Dei («Агнец Божий»). При исполнении «Sanctus» («Свят»), грандиозной фуги для хора с солирующими трубами, переживали, кажется, все — и задирали головы на верхний ярус, где специально поместили пару музыкантов: со всех сторон в зал несся трубный глас. Баренбойм провел финал «Libera me» («Освободи меня») так, что публика замерла: после грандиозного апофеоза оркестр ушел в просветленное умиротворение, а Стоянова — она пела лучше всех – изумительно закончила «Реквием» «тающим» звуком.

Итальянский концерт сопровождается бонусом — экспозицией, до 10 января работающей в Большом театре. Называется «Ла Cкала: история театра в его лучших спектаклях 1950-2011». Это 30 сценических костюмов – шелка, меха, бархат и драгоценности для лучших певцов планеты, а также макеты и видеоафиши одиннадцати спектаклей. Тут сплошь легендарные имена и великие названия. Если режиссеры – то Патрис Шеро, Лука Ронкони и Эмма Данте. Если сценографы — Николай Бенуа и Энцо Фриджерио. Если постановки, то на них съезжалась вся Европа: «Анна Болейн» Висконти, «Дон Жуан» и «Макбет», сделанные Стрелером, «Аида» Дзеффирелли… По экспозиции театр намерен водить специальные экскурсии.

Новости и материалы
Над Брянской областью уничтожили еще пять украинских беспилотников
Чрезвычайная пожарная опасность ожидается в РФ
В России вырос спрос на дистанционную покупку жилья
Россиянам рассказали, где продаются самые дешевые квартиры
Россиянам рассказали, кто будет платить ипотеку при разводе
Движение автомобилей по Крымскому мосту возобновлено
Байден раскрыл подробности расследования дела о покушении на Трампа
Телефонные мошенники стали звонить россиянам от имени коммунальных служб
Начало финала Кубка Америки отложили из-за беспорядков
Каждый десятый россиянин учит английский с целью найти вторую половинку
Французский эксперт рассказал, как Киев будет использовать самолеты F-16
Под Херсоном из-за пожаров после обстрелов ВСУ развернули «скорую пожарную»
«Вечные химикаты»: литийионные аккумуляторы серьезно угрожают природе
Севастополь отражает атаку беспилотников
В России появился новый способ повышения урожая земляники
Два ведомства в РФ выступили против увеличения тарифов на электроэнергию для майнеров
Крымский мост перекрыли
Названы неочевидные симптомы аппендицита у детей
Все новости