Пенсионный советник

Крошка Смит и слесарь Чан

Выходит «Карате-пацан»

Ярослав Забалуев 19.08.2010, 11:11
outnow.ch

В прокат выходит «Карате-пацан», крайне удачный ремейк старого детского боевика: герои переезжают из Детройта в Китай, а Джеки Чан учит сына Уилла Смита вешать на место куртку.

В родном Детройте у Дре был свой дверной косяк с зарубками на главные случаи жизни — первый выпавший зуб, первый поцелуй, дни рождения и смерть отца. Однако бывшая столица американского автомобилестроения переживает тяжкие времена, и предприимчивая мать 12-летнего обладателя афрокосичек решает переехать в Пекин, благо там с автопромом сильно лучше. За адаптацию родного чада мамаша берется еще до прибытия на чужую землю — заставляет зубрить разговорник и приставать к соседним китайцам в самолете. Дре учится неохотно, да и вообще много неясного в странной стране: зачем, например, повсюду красные звезды и почему в некоторые дни в школу надо повязывать алый же галстук. Стимул к адаптации находится сам собой. В его роли, разумеется, выступает одноклассница. Потребность же обучиться настоящему китайскому кун-фу возникает, когда действующие поклонники девушки решают остудить кулаками пыл чернокожего выскочки. Тут-то, как всегда вовремя, и появляется загадочный слесарь (а на самом деле мастер кун-фу и вообще Джеки Чан), берущийся обучить Дре неотразимым приемам истинного и, разумеется, гуманного кун-фу.

Прежде всего «Карате-пацан» — это именно тот редкий случай, когда ремейк по совокупности достоинств, пожалуй, даже превосходит оригинал.

Четвертьвековой давности «Малыш-каратист» тоже рассказывал о разборках драчливых школьников, но герои были старше, а цвет кожи у них был одинаково белый. Кроме того, слесарь в исполнении Пэта Мориты был японцем и (в соответствии с происхождением) учил непутевого юношу как раз карате. Кстати, обозначение стиля в названии новой картины носит, по-видимому, ироничный оттенок: мол, для американцев все, что не бокс, — карате.

При всех достоинствах ремейка режиссер Харальд Цварт отнесся к оригиналу максимально бережно. Сохранив сюжетную канву и характеры, он добавил картине жизни, просто перенеся действие из калифорнийского плавильного котла наций в гордый материковый Китай. Таким образом появился и ненавязчивый, но освежающий концепцию воспитательного боевика с драками политический план, да и вообще, перенесенный ближе к корням, «Карате-пацан» задышал куда свободнее.

На самом деле благодарить за такую удачу на неплодородной ниве детского кино стоит, вероятно, не Цварта, а продюсера картины Уилла Смита.

Во-первых, он подарил миру исполнителя главной роли — собственного сына Джейдена Смита, который умеет делать такие жалобные глаза, что спасует даже папа, хотя в прошлом фильме («Семь жизней») его самого самым слезоточивым образом разобрали на органы. Во-вторых, именно Уилл Смит выступил инициатором съемок, поскольку в детстве и сам засматривался оригинальной картиной. Судя по энергичности, которой за режиссером Цвартом («Розовая пантера-2»), между нами говоря, ранее не водилось, продюсер принял в постановке самое деятельное участие.

Беспроигрышным приемом стало и приглашение на роль боевого сантехника с жиденькими усиками Джеки Чана. Вообще 56-летний актер лучше своих заграничных коллег (если не считать Сильвестра Сталлоне и прочих «Неудержимых») справляется с вхождением в пенсионный возраст. С одной стороны, дерется он всего один раз за весь фильм, а с другой — его обычные гримасы сегодня так хорошо сочетаются с глубоко залегшими морщинами, что драматический талант Чана уже не вызывает никаких сомнений.

Ну и, наконец, главная причина, по которой два часа «Карате-пацана» пролетают столь приятно, заключается в том, что школьным боевикам давно не хватало глубины. Чаще всего они превращались в фильмы про шпану и сильно проигрывали кровавым, но куда более выразительным и содержательным «Воронам» Такаши Миике, например.

Перелетев через океан, детский боевик получил сразу все, чего ему не хватало для полноценной жизнедеятельности, — необходимую дозу дзен-философии и действующую боевую школу.

Ведь, в конце концов, «Карате-пацан» — это кино о том, что духовных и боевых успехов можно добиться, если просто приучить себя вешать на место курточку. А от такого жизненного урока, думается, не откажутся ни взрослые, ни дети.