Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Особое лето 2012-го

Граждане наблюдают, как высшая власть уклоняется от своих обязанностей, погрузившись в какие-то разборки

Временем с повышенной вероятностью различных катаклизмов до сих пор считался август. На этот раз все лето оказалось сезоном политических потрясений.

В нынешнем году большая российская политика в летний отпуск не ходила. Начало своего нового президентского срока Владимир Путин посвятил реваншу против всех зимних врагов.

Заботы по управлению страной отошли на второй план, зато для мероприятий, клонящихся к наказанию и запугиванию оппозиции, не был потерян ни один летний день. Репрессивная кампания поворачивалась все новыми и новыми гранями, от принятия букета карательных законов в июне — июле и до показательных судебных приговоров в августе.

Выиграл ли Кремль свою летнюю битву? В краткосрочном смысле — да.

Суды практически без осечек выносили обвинительные приговоры. Дума хоть и стала местом для дискуссий, но в качестве машины для штамповки закладываемых в нее законопроектов сохранила стопроцентную управляемость. Подготовка уголовного преследования Алексея Навального, Геннадия Гудкова и других московских оппозиционеров идет в плановом режиме. Но за броским временным успехом не просматривается ни стратегического выигрыша, ни даже понимания, каким способом этот выигрыш может быть достигнут. А у каждой сиюминутной победы обнаруживается оборотная сторона.

Законы против митингов испробованы в тестовом режиме, и уже видно, что к использованию в полную силу они приспособлены плохо, а как только протесты станут достаточно многолюдными, так и вовсе не смогут применяться.

Показательные процессы не смогли сплотить народ вокруг Кремля, а только раскалывали и низы, и верхи и вдобавок помогали консолидироваться оппозиционным секторам общественного мнения. «Панк-молебен» Pussy Riot не встретил поддержки практически нигде, зато скандальный суд над ними вызвал невиданный в новейшей российской истории всплеск антиклерикальных настроений.

Целевое преследование главных декабрьских оппозиционеров, если Кремль не постоит за политической ценой, в принципе, способно вывести их из игры. Но превращение в узников власти только поднимет авторитет этих фигур, а главное, не помешает выдвижению нового, гораздо более многочисленного и агрессивного поколения оппозиционных лидеров, особенно вне столиц.

А никакая из публичных персон реваншистского наступления, будь то Александр Бастрыкин или Александр Сидякин, Ирина Яровая или Марина Сырова, ни малейшей популярности в народе не обрела. У реванша нет своих героев.

Важнейшая примета этой кампании в том и состоит, что бюрократическому классу она навязана Кремлем, а народ ее президенту вовсе не заказывал. Он ждал другого: борясь за избрание, Путин никоим образом не выдвигал завинчивание гаек в качестве своего программного лозунга, а уж тем более лозунга главного. Напротив, он очень подробно и даже довольно конкретно обещал что-нибудь материально выгодное буквально каждой категории российских граждан. Но ни одной попытки хоть формально кое-что из своих посулов выполнить летом не сделал.

Ощущение, что высшая власть уклоняется от своих обязанностей, погрузившись вместо этого в разборки, важные только для нее самой, усиливалось все лето в массах далеких от политики людей и особенно в массах мартовских путинских избирателей. Это отозвалось неуклонным снижением рейтингов лично Путина и Медведева, а также и общим спадом доверия к власти. Бросив все силы на покорение Москвы, Кремль противопоставил себя провинции. Осенью по этим счетам придется платить.

Не приспособленное к самостоятельной работе и не получающее внятных руководящих указаний, новое федеральное правительство провело лето в межведомственных спорах, в сумбурных препирательствах по поводу бесчисленных проектов и контрпроектов.

Относительно ужесточения бюджетной политики, не говоря о конкретных лицах, кому персонально придется политически заплатить за пенсионную реформу, согласие в верхах отсутствует начисто. И, сколько бы Кремль ни тянул с вмешательством в эти непопулярные проблемы, ему в скором времени придется ими заняться, есть у него убедительные идеи насчет их решения или нет.

Пока власть упоенно играла мускулами, запугивая столичных оппозиционеров, обострились все знакомые хвори системы, включая хроническую ее беспомощность на Северном Кавказе и прилегающих землях. Серия кровавых терактов, пограничные междоусобицы, разглагольствования кубанского губернатора о каких-то антикавказских казачьих формированиях — сегодняшняя вертикаль, старающаяся казаться такой могучей перед лицом своих критиков, уже и не пытается скрыть, что есть края и вопросы, до которых она больше не дотягивается.

Система больна не одной болезнью, а многими, и предпринятая ею бессмысленная попытка загнать вглубь некоторые, почему-то особенно ее раздражающие симптомы ничего, кроме новых обострений, не обещает.

Впереди осенне-зимний сезон с множеством вызовов — и ожидаемых, и неожиданных. Действительность заставит повернуться к себе лицом даже тех, кто в упор не хочет ее видеть.

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости