Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свобода пятнадцатилетних — свобода в кредит

Журналист, педагог

Все вглядываются в новое поколение, в миллениалов. Что там за племя младое, незнакомое? Что за другие нам вослед идут? Чего от них ждать? Одни молодежь ругают — традиция такая. Другие идеализируют, что тоже понятно — от молодых зависит наше будущее, а будущее мечтается светлым. Но тех, кто соприкасается с юностью максимально близко, молодежь и радует, и ужасает, и... удивляет. Да, больше всего удивляет.

Закончился мой первый год работы в школе. Целый год я наблюдала за подростками 12-17 лет. Пора поделиться наблюдениями, впечатлениями и открытиями.

Еще до работы в школе я писала, что у нас народились новые люди — свободные, смелые, открытые, искренние, талантливые. Я писала, что таких довольно много — не менее четверти. Работая в школе, я в этом только сильнее убедилась, а еще увидела, что и оставшиеся вовсе не безнадежны, им тоже можно приписать немало замечательных свойств. Единственное, чего я не подозревала, что все эти замечательные качества порой могут выворачиваться самым неожиданным образом.

Вот, например, открытость, искренность, честность. Прекрасные качества. Если бы только абсолютно открыто и совершенно искренне подростки не делали странные вещи. Если бы не вызывались, например, сбегать за завучем, когда кто-нибудь в классе расшумится, не предлагали собрать дневники у отвлекающихся, не навязывали помощь в выведении на чистую воду списывающих. Нет, они не наушничают, они не подходят с предложением такой помощи по одиночке, они разоблачают друг друга, не таясь. Причем «друг друга» не просто речевой оборот — приятельские отношения именно что ничему не препятствуют.

Маленькая сценка. На перемене меня облепляют шестиклассники, которым не терпится узнать оценки за сочинения. А больше других суетится, ну, допустим, Петя.

— А мое проверили, проверили? Круто получилось, да? — ликует Петя в предвкушении похвалы. — Пятерку поставили?
— Двойку поставила, — охлаждаю я Петин пыл.
— Как?! Не может быть! — Петя не понимает, он был уверен в успехе.
— Так, — говорю. — Раз списал, то что оценивать-то?
— Я не списывал! — и глаза у Пети честные-честные.
— А у Маши, — я киваю на Петину одноклассницу, которая топчется тут же, — написано так же, как у тебя, только слова переставлены.
— Ну, так Маша и списала, — невозмутимо отвечает тот.
— Она выкрала у тебя тетрадку? — удивляюсь я, попутно бросая на Машу осуждающий взгляд, ай-яй-яй, дескать. — А, может, она тебе угрожала? Шантажировала?
— Да я сам ей дал на математике переписать!

И тут Петя полный искренней серьезности (но ни капли раскаяния) мне непонимающей разъясняет:

— Маша - моя подруга, я не мог ей не помочь. Сами посудите, она бы тогда на меня обиделась.
— А за то, что ты ее сейчас без всякого зазрения совести закладываешь, не обидится? — спрашиваю я, совсем уже перестав что-либо понимать.
— Ну не могу же я ее выгораживать, если сам рискую получить двойку, должна же она понимать?

В общем, по двойке схлопотали оба. И да, после этого инцидента они даже не поссорились. Маша не обиделась. Да и чего бы ей обижаться, когда сама она не раз громко и при всех советовала мне «обратить пристальное внимание на...» И таких Маш и Петь, сегодня ох как много.

Мне всегда казалось, что принцип «потопи другого, выплыви сам» характерен для общества, живущего в очень закрытой, авторитарной системе, для общества, которым управляет страх, для общества, в котором людям легче реализовать себя через избавление от конкурентов (которыми по умолчанию являются все), а не через собственные достижения. Сегодняшние условия, может быть, далеки до идеала, но возможностей для раскрытия потенциала талантливой молодежи все же хватает, так почему они такие?

Может, потому что YouTube переполнен роликами в духе разоблачений: «Марьяна Ро лжет», «Фейс украл все треки», «Что не так с Оксимироном», «Как на самом деле снимает свои видео Дудь»? Может, потому что и главный кумир молодежи Алексей Навальный работает по той же схеме — привлекает не продуманной политической программой, а тем, что обличает и топит других? Может быть.

Но главное, подростки считают, что они служат делу справедливости!

Показать пальцем на того, кто хитрит, изворачивается, кто не прав, — справедливо. А раз справедливо, чего сомневаться?

Справедливость для подростков заняла место религии. Ничего не готовы они отстаивать так исступленно, как «правду», ничто не задевает их так болезненно, как несправедливость. Наверное, ни у одного учителя ни один урок не проходит сегодня без возгласов: «Это нечестно!», «Это несправедливо!».

Есть только один нюанс: «правда» почему-то всегда касается другого, «несправедливость» почему-то всегда касается себя.

Объясняю им, что так это не работает, привожу примеры (благо в литературе их более чем), буквально вывожу очень простые формулы. Говорю, что если чувствуешь предвзятость, необъективность, пристрастность всегда только по отношению к себе, что если кровь никогда не вскипает из-за другого, то с пониманием справедливости что-то не то. Говорю, что если не чувствуешь, не способен оценить степень неправоты в отношении другого, то не можешь быть объективен и к себе.

Говорю им, что идея справедливости не может расходиться с понятием ответственности. Каждый несет ответственность за то, насколько хорошо он делает свое дело, и за то сколько на самом деле он может противопоставить «незаслуженной оценке».

А они чудовищно безответственны. Безответственны, неорганизованны и инфантильны. В своей безответственности они немного и обаятельны (непосредственность, знаете ли, и все такое). В инфантильности, в которой молодежи сегодня кто только не обвиняет, они в сущности не повинны — им позволили быть такими.

Интересно и даже несколько шокирует то, как инфантилизм и безответственность сочетается у них с акселерацией: их еще отводят в школу за ручку, им еще собирают портфели, но на переменах они уже устраивают настоящие брачные игрища, а отдельные пятиклассники и шестиклассники порой норовят рассказать о своих любовных победах во всех интимных подробностях педагогам!

Но главное совсем не в этом. Безответственность современных подростков проявляется в том, что они разрешают себе ни в чем не напрягаться. Даже тогда, когда им по-настоящему интересно.

Очень простой, но яркий пример. Говорят, мы живем в информационном обществе (хотя на этот счет есть разные мнения). Говорят, никто так органично не чувствует себя в бесконечном и хаотичном информационном потоке, никто так быстро и умело не упорядочивает этот хаос, никто так легко не создает новые смыслы из совершенной бессмыслицы, как миллениалы. Так вот, разочарую.

Я делаю с пятнадцатилетними газету. Они очень увлеченные, они предлагают много интересных, оригинальных идей, создают отличные иллюстрации, делают забавные фото, многие еще и довольно ловко облекают свои мысли в слова, легко и складно пишут о чем-то таком своем незатейливом. Но вот до подкрепления своих соображений интересными и вескими аргументами дело не доходит, в лучшем случае могут скопировать кусок текста по теме из «Вики». Поражает скудость, однообразие и сомнительность источников, к которым они обращаются, удивляет их неспособность не то что к анализу и синтезу, а к простейшему конспектированию.

И это я говорю о ребятах, которые горят идеей, которые рвутся что-то донести до этого мира, о ребятах увлеченных и амбициозных.

Что до остальных, которым нафиг ни газета, ни другие кружки не нужны, которые отбывают срок на уроках, то там ситуация еще печальнее — они даже списывать не умеют.

Такую дичь тащат из этих ваших интернетов! Старшеклассники могут содрать сочинение с форума, где родители выкладывают творчество второклашек. Пятиклассники воруют куски из философских эссе — запросто могут завернуть что-нибудь про имманентность трансцендентного и экзистенциальный выбор Герасима.

Сдувают все подряд, без перестановки слов, без разбавления фрагментами из других текстов. И ведь не только в классе такие опусы пишут, когда времени так мало, а гуглить в смартфоне под партой так неудобно, из дома точно такие же шедевры приносят. Я эти шедевры заворачиваю, дети просят дать им второй шанс и к следующему уроку опять сдают плагиат. Когда я их опять разоблачаю, искренне восхищаются моим «детективным даром».

В общем, порой очень трудно верить в очевидное — в то, что интернет является для подростков естественной средой обитания. В общем, как они говорят, пичалька.

Пичалька еще и в том, что сами миллениалы не видят ни в чем проблемы — они не осознают, что неумение, несобранность, безответственность в конечном итоге ведут их к сокращению возможностей для самореализации — к несвободе.

Да-да, это при том, что свободой и смелостью нынешних пятнадцатилетних не восхищался сегодня только ленивый? Это при том, что 15-17-летние у нас и на митингах против коррупции, и с пламенными речами в бундестаге, и в YouTube с роликами, демонстрирующими, как учителя пичкают школьников политинформацией. Позиция миллениалов только кажется смелой, но чем они рискуют? Пока их смелость ничем не подкреплена, их свобода — это свобода в кредит. Но потом-то спросится.

А так эти «онижедети», все равно, конечно, хорошие. И во многом они действительно лучше нас — нас пятнадцатилетних. Они наивнее нас, но зато и добрее. Они бесхитростнее, но зато и честнее. Они не чувствуют границ дозволенного, но зато ими не управляет страх. Они многого не умеют, но странным образом все же ко многому имеют способности. И они счастливее. А счастливые дети не безнадежны. И кто знает, быть может, когда придет срок платить по счетам, они что-нибудь да придумают, чему-нибудь к этому времени да научатся.

Новости и материалы
Умер тренер клуба КХЛ, который встречался с теннисисткой Соболенко
В Воронежской области отменили опасность атаки беспилотников
Марочко заявил об уничтожении базы наемников, готовивших теракты в Белгородской области
Глава минобороны Южной Кореи заявил, что не может дать оценку «резни в Буче»
На Украине увидели истребитель МиГ-29 с французской высокоточной бомбой
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Все новости