Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зубная боль образования

Обозреватель «Газеты.Ru»

Реформировать образование – это значит реформировать мозги. Главным образом, учителей и родителей. Считайте, почти всего общества. Все остальное в этой сфере – вторично. Простенькая такая задачка.

Спорить о том, каким должно быть образование – государственным или частным, бессмысленно. Оно уже есть и то и другое. И отлично. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Хотя отсутствие выбора облегчает жизнь. И в этом как раз одна из проблем общества пережитого социализма. Мы в России за десятилетия привыкли к отсутствию выбора. Если партия, то одна. Если кухонная мебель – то чешский угол «Майами». Если школа – то районная. И лишь по блату та, что в годы декларированной образовательной халявы была мечтой всех родителей, – так называемая спецшкола.

Положа руку куда следует, придется признать, что совсем бесплатным образование у нас не было никогда. Достаточно вспомнить, сколько подарков родители таскали и таскают в государственные школы, сколько платили и платят репетиторам, какие взятки давали и дают при поступлении отпрысков в государственные вузы. Порой частное образование по кругу с учетом всех потраченных родителями денег оказывается дешевле государственного. И уж честнее, безусловно.

Ну ладно. Можно придумать систему образования, удовлетворяющую возможности и потребности очень разных по социальному уровню людей. Можно провести любые эксперименты – 12 классов, так 12 классов. Можно изменить подход к экзаменам, хотя я вообще отменила бы их. Практически никогда не показательны. Я знала людей, куда более талантливых, чем я, которые просто не могли сдавать экзамены. Ну не могли. Наступал ступор – то ли на нервной почве, то ли от испуга перед преподавателем, то ли просто потому, что человек мог полноценно сосредоточиться и работать головой только в одиночестве. И пока я с легкостью неимоверной порхала по аудиториям, стряхивая с себя один зачет за другим, они потели, мучились, досиживали до последнего и в итоге с треском проваливались, хотя только что именно они объясняли мне в коридоре, что я невнимательно прочла Данте, потому что как раз в седьмом круге ада…

Короче, все можно придумать. Но как поменять мозги? Вы никогда не задумывались, почему мы все, в России, так боялись зубных врачей? Потому что обязательно было больно. Нам с детства дантист доставлял боль. Поэтому до сих даже для многих взрослых людей поход к зубному врачу – мука адская. А в школе было страшно. Взаимоотношения учителей и учеников базировались на страхе последних перед первыми. И на абсолютной тоталитарной власти первых над вторыми.

Не все учителя, к счастью, этим пользуются. Но это, знаете, как повезет. Умный попадется учитель или не очень. Я очень хорошо помню, как учительница второго класса обычной московской школы, где учился мой сын, раздраженно спросила меня: «А почему это вы все время защищаете своего сына?!» Логика понятна? Мне понятна. Родители как-то автоматически становятся на сторону учителей. Возможно, кстати, пытаясь не усугублять отношения между ребенком и учителем, поскольку понимают, насколько ребенок в таком противостоянии беззащитен. Короче, на 10, 11 или 12 лет учителя становятся богом, от которого зависит так чудовищно много, что страшно подумать. Родители выбирают тактику непротивления, чтобы всем было спокойнее. А ребенок остается совершенно беззащитным, поскольку в споре с учителем он всегда неправ.

Я, наверное, экстремист. Я за то, чтобы школьные педагоги были с детьми на «вы». Я за выработку хартии взаимоотношений между всеми заинтересованными сторонами. Я за то, чтобы отношения между детьми и учителями строились по принципу общения, а не диктата и подавления. Я за то, чтобы ребенок никогда не боялся высказать свою позицию. И чтобы учителя научились ее слушать. Я за то, чтобы родители перестали пресмыкаться перед педагогами, защищая свое достоинство и достоинство своего ребенка. И если говорить о новой системе образования, то она должна работать прежде всего на установление новой системы взаимоотношений между всеми участниками этого самого образовательного процесса. Потому что та система, которая была и во многом сохраняется, и прежде всего в госсекторе, это система, рассчитанная на рабов, на стрижку под одну гребенку, на идеологическую ровность окружающей человеческой среды. А это время прошло. И фраза «мы не рабы, рабы не мы», с которой десятилетиями начинался букварь, только теперь приобрела реальное звучание. Собственно, с понимания ее смысла и стоит начинать реформу образования.

Новости и материалы
Через несколько дней поток воды из Курганской области достигнет Тюменской
Вдоль тюменского села Упорово построят земляную насыпь и дорогу-дамбу
Россиянка нашла полгода назад пропавшую собаку в сарае у соседки
Олег Меньшиков показал себя в образе из «Мастера и Маргариты»
Рогов нашел параллели истории с покушением на Зеленского с западным кино
Бывший глава правительства Карабахской Республики объявил голодовку
Аэропорт Владикавказ временно закрыли
Экс-возлюбленная Киркорова рассказала, за что певец перед ней извинялся
В Нижнем Тагиле двух дезертиров осудили на 5,5 года
«Могут носить только пацаны»: молодые люди раздели незнакомца из-за его внешнего вида
В «Манчестер Сити» заявили, что не собираются покупать российского игрока
Шахин Аббасов после нападения на байкера отправился ужинать
В Минобороны отчитались о перехвате ракет ВСУ за неделю
Назван продукт, снижающий риск развития диабета и ожирения
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Все новости