Пенсионный советник

«Минздраву пора повернуться лицом к пациентам и врачам»

Эдуард Гаврилов об итогах года в российском здравоохранении

Эдуард Гаврилов 30.12.2015, 14:55
Shutterstock

Уходящий год был весьма непростым для нашего здравоохранения. Набирает обороты оптимизация, под которой, с одобрения федерального Минздрава, регионы, к сожалению, понимают чаще всего механическое сокращение коек и перекраивание штатных расписаний медучреждений в пользу увеличения нагрузки на ограниченное число врачей.

Фонд независимого мониторинга «Здоровье» регулярно получает письма от медицинских работников о том, что их зарплаты не растут, а падают, а рабочая смена становится «резиновой». Почти 70% опрошенных нами медработников говорят, что с начала 2014 года нагрузка существенно возросла, а за переработку им не доплачивают. Порядка 50% врачей говорят, что их доход не превышает 20 тыс. руб. в месяц.

В истоках финансовых проблем надо искать совсем не мифический процент расходов от ВВП на здравоохранение, а смотреть на то, по каким правилам расходуются средства. Напомню, в федеральном бюджете на текущий год ВВП заложили в объеме 73,1 трлн руб. При этом на здравоохранение планировалось потратить чуть менее 372 млрд руб. В 2016 году ВВП должен вырасти до 78,7 трлн руб., а траты на здравоохранение — до 476 млрд руб. То есть денег становится больше!

Но их никогда не будет достаточно, если не принять базовые финансовые документы для отрасли. Это стандарты медицинской помощи, по которым можно рассчитать стоимость каждого случая лечения. Эта работа сегодня Минздравом России брошена на трети пути. А без стандартов нельзя верно рассчитать подушевые нормативы и тарифы ОМС, от которых зависят качество и доступность медпомощи для пациентов, зарплаты врачей и эффективная работа учреждений в госсекторе. Недостаточен размер тарифа — возникают приписки, липовая отчетность, все силы сотрудников сосредотачиваются на том, чтобы заполнить кучу бумаг во имя исполнения заведомо нереального плана. Достигнуты мифические показатели — у главврача прибавка к зарплате.

Не зная, сколько средств нужно региональному здравоохранению, не анализируя структуру заболеваемости и смертности, не имея базы для утверждения экономически обоснованных тарифов, субъекты РФ идут по пути наименьшего умственного сопротивления. Сказали оптимизировать расходы — приказывают убрать профильные койки в больницах, «оптимизируют» фельдшерско-акушерские пункты, сливают детские и взрослые, в том числе инфекционные, отделения, как в Навашинской ЦРБ Нижегородской области или в Лоухском районе Карелии. А врачи вынуждены соблюдать любые административные «новации», чтобы не потерять рабочее место. Понятно, что места пациенту в этой ситуации не находится.

В некоторых регионах, например в Забайкалье, при дефиците неврологических коек более 10 лет не могут достроить и принять в эксплуатацию кардиоожоговый центр, в который вместе с оборудованием вложено 600 млн руб. Мы были там, слышали уверения, что вот-вот. И что же? Срок вновь перенесен — теперь власти обещают открыть центр в первом полугодии 2016 года.

Рядом с проблемами финансового менеджмента в здравоохранении стоит вопрос участия страховых компаний в системе ОМС. Эту проблему уже неоднократно поднимал и президент России. По данным Счетной палаты, страховщики, которые, по сути, являются посредниками при передаче денег из территориальных фондов ОМС в лечебные учреждения, за два года заработали 50 млрд руб.

Значительная часть этих средств — процент от штрафов за неверно заполненную врачами документацию (не там запятая или почерк плохой) или за несоответствие стандартам медпомощи. А на деле этих стандартов просто нет пока или они приняты с явными абсурдными положениями. К примеру, утвержденные Минздравом России стандарты при системном склерозе, трансплантированном сердце или носовых кровотечениях предписывают пациентам любого возраста посещать врача-педиатра, а при бесплодии всем, включая мужчин, оказывается, показан осмотр гинеколога. Безусловно, стандарты нужны, но приниматься эти документы должны с умом, кроме того, они должны обновляться.

Абсурдные требования и оголтелая оптимизация превращают врачей в закоренелых циников, а пациентов — в клиентов платных клиник или «ухоженных кладбищ». Не желая ждать несколько месяцев госпитализации или МРТ, люди все чаще прибегают к помощи за деньги. Кстати, нередко в том же медучреждении, где они обслуживаются по полису ОМС. Об этом нам рассказывали в прошлом и в этом году жители Тверской, Орловской, Липецкой, Свердловской областей и других регионов. В целом объем платных медицинских услуг по итогам 2014 года перевалил за 450 млрд руб., рост составил 25%. Это тревожный симптом, говорящий о том, что отлаженная сеть государственных медучреждений работает не на благо пациента. Кстати, об этом же свидетельствует и рост смертности населения, составивший в текущем году, по последним данным Росстата за десять месяцев, 2,5%.

Часто мы, как и рядовые граждане, получаем отписки, но у нас есть возможность влиять на решение системных проблем здравоохранения через площадку «Общероссийского народного фронта», в центральный штаб которого я вхожу. Так, в этом году, после года борьбы, мы вместе с родительскими организациями отстояли право на замену вышедших из строя речевых процессоров для детей-инвалидов.

В РФ с 2008 года операции кохлеарной имплантации проводятся за счет средств бюджета: это более 1,2 млн руб. за каждое вмешательство. Свыше 8 тыс. глухих детей уже прошли через операции, они научились слышать, многие пошли в обычные сады и школы. Но речевой процессор — часть системы — имеет срок службы пять лет. Этот прибор стоит от 250 тыс. до 750 тыс. руб. в зависимости от производителя. У семей детей-инвалидов нет таких средств. После активной побудительной работы нашего фонда Минздрав принял необходимые документы и в итоге около тысячи получат новые приборы за счет средств обязательного медицинского страхования по итогам 2015 года. И впредь замена будет проводиться каждый пять лет за счет ОМС.

На форуме ОНФ «За качественную медицину!» мы в том числе подняли вопросы длительных сроков ожидания диагностики и необходимости контроля за диспансеризацией, на которую, к примеру, в 2014 году было затрачено 70 млрд руб. Работа по раннему выявлению заболеваний важна для сохранения человеческого потенциала нашей страны. Но что мы видим сегодня? По итогам прошлого года только 6% заболевших впервые выявлено на диспансеризации, на селе — в два раза меньше. Это говорит о низкой эффективности используемых средств. А если учесть, что значимая часть отчетов о проведенных осмотрах — приписки медучреждений в борьбе за финансирование, то эффективность стремится к нулю. Пора Минздраву России повернуться лицом к пациентам и врачам.

Эдуард Гаврилов — директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.