Китай прибрал к рукам киргизские аэропорты

Киргизские аэропорты вместо «Роснефти» будет развивать китайская BUGG

close


Пассажирские самолеты на летном поле международного аэропорта «Манас»

Пассажирские самолеты на летном поле международного аэропорта «Манас»

РИА «Новости»
Китайская строительная корпорация BUGG заключила с правительством Киргизии соглашение о реконструкции аэропортов и строительстве новых терминалов. Цена вопроса — $1 млрд. Ранее воздушными воротами республики интересовалась «Роснефть», в компании говорят, что интерес к этим активам сохраняется. Политологи предупреждают, что усиление влияния Китая в Киргизии может в будущем стать серьезной проблемой для России.

Заниматься развитием аэропортов Киргизии будет Пекинская строительная корпорация (BUGG), сообщило в четверг ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу киргизского ОАО «Международный аэропорт Манас» (МАМ).

Китай и Киргизия подписали соглашение, по которому BUGG вложит около $1 млрд в строительство международного торгового терминала оптовых и розничных продаж собственно в аэропорту Манас (23 км от Бишкека), а также реконструирует международные аэропорты в Баткене и Тамчи.

Манас долгое время был транзитной авиабазой ВВС США в Киргизии. Именно американские ВВС служили основным источником финансирования аэропорта. Однако в 2014 году по решению Бишкека американцы должны уйти из этой страны.

О том, что Китай заинтересован в создании трансконтинентального хаба на базе Манаса, сообщалось еще в 2013 году. Киргизские аэропорты привлекательны и удобны с точки зрения транзита, и их потенциал в этом отношении очень велик. КНР в последнее время вообще активно продвигает свои интересы в Киргизии, создавая совместные предприятия, а также покупая действующие производства и компании республики.

За последние пять лет доля китайских инвестиций в экономику Киргизии выросла в десять раз.

В конце февраля 2014 года о своем интересе к киргизским аэропортам заявляла и «Роснефть». Сообщалось, что глава российской компании Игорь Сечин и вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум о намерениях, согласно которому российская госкомпания направит на выкуп 51% Манаса и инвестиции в актив до $1 млрд. В частности, речь шла о создании крупного международного авиационного логистического хаба. В сообщении «Роснефти» говорилось, что успешная реализация данной сделки «предполагает возможность разработки и реализации комплексной программы по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропортах Кыргызской Республики». Тогда же Сечин и глава Манаса Албек Ибраимов подписали рамочное соглашение о покупке «Роснефтью» 50% в компании ИНТЭК — собственнике и топливном операторе Ошского аэропорта: стороны планировали реконструировать существующие там мощности топливно-заправочного комплекса.

После обнародования информации о смене киргизской стороной партнера по программе реконструкции аэропортовой инфраструктуры появились сведения о том, что «Роснефть» отказывается от этой договоренности в свете прошедших в стране митингов протеста против продажи России доли аэропорта. Об этом, в частности, сообщает Reuters со ссылкой на президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

«Вчера директор аэропорта Манас пришел ко мне и рассказал об этом. Оказывается, глава «Роснефти» Игорь Сечин пригласил его в Москву и сказал: «Мы еще не начали сотрудничество, а вы уже подняли шум, это неправильно. Нам не нужна половина ваших акций, ищите другого инвестора», — приводит агентство слова Атамбаева.

В «Роснефти» «Газете.Ru», напротив, заявили, что компания не утратила интереса к киргизским активам.

«Компания вместе с группой международных консультантов провела детальный анализ деятельности и возможных вариантов стратегического развития ОАО «Международный аэропорт Манас» и по итогам этого анализа подготовила инвестиционное предложение, направленное премьер-министру Киргизской Республики Джоомарту Оторбаеву некоторое время назад, — рассказали в «Роснефти». — К сожалению, на данный момент мы не получили какого-либо ответа на данное предложение, однако по-прежнему рассчитываем на всестороннее развитие сотрудничества с Киргизской Республикой».

«Власти Киргизии традиционно лавируют между крупными игроками мировой политической арены, — комментирует сложившуюся ситуацию первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Раньше, при президенте Бакиеве, это были Россия и США, теперь — Россия и Китай».

Причем китайцы, по словам политолога, понимают, что Россия не сможет их выдавить с киргизской территории. Москва уже испортила отношения с Западом и не может себе позволить поссориться с еще одним центром влияния.

«Усиление позиций Китая в Средней Азии, в данном случае в Киргизии, в ближайшем будущем ничем не угрожает России, — говорит Макаркин. — Однако в более отдаленной перспективе оно может создать серьезную проблему — как показывает практика, КНР наращивает экономическое влияние, и потом оно трансформируется в политическое».