Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Льгота сроком до МС-21

Авиакомпании просят продлить льготы на иностранные самолеты до появления МС-21

Алина Черноиванова 16.04.2013, 20:12
В 2019 году должен быть введен в коммерческую эксплуатацию российский перспективный самолет МС-21 Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС
В 2019 году должен быть введен в коммерческую эксплуатацию российский перспективный самолет МС-21

Авиакомпании просят продлить таможенные и налоговые льготы на иностранные самолеты до появления магистрального МС-21. Самолетов Boeing и Airbus в России уже в 3 раза больше, чем отечественных лайнеров, и льготы делают такие покупки значительно выгодней, чем контракты с российским авиапромом, признают в отрасли. Но перевозчики настаивают, что покупают только то, что в России не производят, и если лишатся льгот, то вынужденно поднимут цены на билеты.

Крупнейшие российские авиаперевозчики обратились в правительство с просьбой продлить срок действия таможенных льгот на ввоз в Россию иностранных самолетов до 31 декабря 2019 года. Об этом написали в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову гендиректор группы «Аэрофлот» Виталий Савельев, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова и гендиректор «Сибири» Владимир Объедков.

Срок действия таможенных и налоговых льгот, установленных в рамках Таможенного союза, завершается 31 декабря 2013 года для российских компаний и 1 июля 2014 года для казахстанских и белорусских авиакомпаний.

Авиакомпании получили право не уплачивать таможенную пошлину и НДС при ввозе самолетов иностранного производства в 2010 году. Минимальный срок полного освобождения от пошлин и НДС — 5 лет (то есть платежи за ввозимую технику состоятся, но с отсрочкой; первые выплаты — в 2015 году). Льгота распространяется на лайнеры, которые авиапром России не выпускает. Защитные меры в форме таможенной пошлины в 20% от стоимости самолета сохраняются только за лайнерами вместимостью 51—110 кресел (Ан-148 и SSJ-100) и 171—219 кресел (Ту-204).

Мера, закрепленная решением комиссии Таможенного союза, позволила перевозчикам сдержать рост тарифов на авиаперевозки, восстановиться после кризиса и начать интенсивное обновление парка. Себестоимость перевозок за 2 года действия льготы выросла на 16% (в основном за счет роста стоимости ГСМ), а тарифы — не более чем на 5%. «С полной уверенностью можно сказать, что сдерживание роста стоимости тарифов было обеспечено исключительно отменой таможенных пошлин и налогов на воздушные суда», — пишут Шувалову главы авиакомпаний. По итогам 2012 года рынок авиаперевозок в России впервые с 2008 года стал показывать прибыль.

С августа 2010 года по июль 2012 года в Россию ввезено 212 самолетов стоимостью $5,5 млрд. Благодаря невыплате таможенных пошлин и НДС компании сэкономили около $2,3 млрд. И деньги уже возвращаются в бюджеты разных уровней, поясняют перевозчики: например, за счет подоходного налога и единых социальных выплат. Один самолет в среднем создает 110 дополнительных рабочих мест, средняя зарплата в отрасли — около $2,67 тысяч, значит, 212 самолетов создали в российских авиакомпаниях 24 тыс. рабочих мест с годовым фондом оплаты труда в $769 млн. Уплата всех видов налогов за пятилетний период принесет государству примерно $1,8 млрд. Если считать еще и создание новых рабочих мест в различных службах, обеспечивающих полеты, то бюджетная эффективность льготы значительно выше — более $15 млрд за 15 лет (таков примерный средний срок эксплуатации самолета), говорят в авиакомпаниях.

С 1 января 2014 года российские авиакомпании будут вынуждены уплачивать таможенные пошлины и налоги в отличие от белорусских и казахстанских перевозчиков, обращают внимание Савельев, Плешакова и Объедков. Партнеры России по Таможенному союзу уже лоббируют продление льгот, а Россия — нет.

Главы российских авиакомпаний предлагают прежде всего ввести равные условия для всех участников Таможенного союза — в частности, с 1 января 2014 года подвести под пошлину самолеты вместимостью от 50 до 100 пассажиров (за исключением турбовинтовых самолетов до 72 кресел), установить льготные таможенные условия ввоза авиатехники (свыше 110 мест) до конца 2019 года и сохранить действующие условия временного ввоза самолетов в сегменте от 110 до 300 кресел на тот же срок — до 31 декабря 2019 года.

В 2019 году должен быть введен в коммерческую эксплуатацию российский перспективный самолет МС-21 — магистральный, с вместимостью от 150 кресел. Но авиаперевозчики предлагают ориентироваться в сроках льготного периода не на конкретную дату, обещанную авиапромом, а на сам факт начала эксплуатации нового российского самолета.

«Предельный срок временного ввоза (…) не может превышать пяти лет с момента истечения трех лет с момента начала коммерческой эксплуатации самолета «Иркут МС-21» на регулярных рейсах», — одна из формулировок в проекте решения комиссии Таможенного союза.

То есть если коммерческая эксплуатация МС-21 начнется позднее заявленного авиапромом срока — например, 1 января 2020 года, то авиакомпания сможет временно ввезти в Россию, например, самолет А320neo (конкурент МС-21) с льготным периодом до 1 января 2028 года. Ввоз такого самолета на постоянной основе будет возможен с льготным периодом до 1 января 2023 года.

Минпромторг, реагируя на инициативу авиаперевозчиков, напомнил о том же проекте МС-21.

«На 2017 год запланировано начало серийного производства ближнесреднемагистральных самолетов МС-21-200 и МС-21-300 с диапазоном посадочных мест от 130 до 199, — написал в Минэкономразвития замминистра промышленности Юрий Слюсарь. — Контракты на поставку данных моделей самолетов ОАК готова заключать уже сегодня». Он добавил, что «отечественная техника находится в худших конкурентных условиях по сравнению с иностранными самолетами ввиду того, что в отношении российских авиапроизводителей не существует преференций по уплате и администрированию НДС».

«Новый А321 обходится «Аэрофлоту» существенно дешевле себестоимости Ту-204СМ, — добавил источник в авиапроме. — Поставки иностранных самолетов полностью закрыли потребности рыночной ниши предполагаемой для Ту-204-100/Ту-204СМ — эти самолеты за последние два года полностью утратили свою рыночную привлекательность». Общий объем преференций многократно превышает финансовую поддержку от государства по стимулированию продаж российских самолетов, сетует он. За 2,5 года действия таможенных льгот произошел «взрывной» рост парка иностранных самолетов в российских авиакомпаниях. В сегменте магистральных самолетов, в частности, парк иностранных лайнеров более чем в три раза превышает парк лайнеров российского производства (503 самолета к 153).

Группы «Аэрофлот» и «Сибирь» и компании «Трансаэро» и «ЮТэйр» — авиаперевозчики, которые получили существенные преференции за время действия таможенных и налоговых льгот, говорит источник. В 2012 году «Трансаэро», пользуясь льготой по пошлинам и НДС, сэкономила около $161 млн, «ЮТэйр» — почти $27,5 млн, группа «Сибирь» — более $138,5 млн.

«Группа «Аэрофлот» от неуплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе иностранных самолетов сэкономила в 2012 году примерно $514 млн, из них сам «Аэрофлот» — около $403,5 млн, — говорит источник. — Это примерно те же деньги, за которые «Аэрофлот» купил 30 отечественных самолетов SSJ-100».

Авиаперевозчики, впрочем, настаивают, что «с пониманием относятся к сохранению пошлины на самолеты емкостью 50—110 кресел». Но сохранение барьеров для тех типов самолетов, которые российский авиапром не производит, «неизбежно приведет к росту себестоимости перевозок и, как следствие, к стагнации отрасли», говорится в письме глав ведущих российских авиакомпаний.

В секретариате Шувалова не прокомментировали обращение глав авиакомпаний. «Возможно, письмо ушло в профильный департамент правительства», — не исключает источник в Белом доме. Вопрос таможенных льгот будет обсуждаться в Минэкономразвития на этой неделе, добавил другой осведомленный источник.