«Российские железные дороги» 14 января 2013 года подали иск в Арбитражный суд Москвы к компании Apple Inc. В исковом заявлении говорится о нарушения исключительного права на товарный знак по свидетельству № 341333 компанией Apple Inc, сообщил представитель РЖД.
«Речь идет об использовании товарного знака ОАО «РЖД» в онлайн магазине Apple Store путем размещения изображения», — уточнил он, добавив, что компания и дальше намерена защищать свою интеллектуальную собственность. «Тем более что решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности указанный товарный знак признан общеизвестным на территории Российской Федерации», — напомнили в РЖД.
Нанесенный ущерб в РЖД оценили в 2 млн рублей (почти $67 тыс.), не уточнив, из чего сложилась эта сумма. На сайте Арбитражного суда иск пока не опубликован.
Новость вызвала всплеск иронической активности в российском Twitter. «РЖД подали иск к Apple: видимо, один из поездов попробовал воспользоваться картами Apple версии iOS 6»; «Говорят, в РЖД с сегодняшнего дня запрещено пользоваться iPhone и iPad, все переходят повально на Android»; «В ответ Apple подаст иск на то, что колеса на поездах РЖД повторяют круглую форму кнопки HOME».
Речь идет о приложении Railway tarif, с помощью которого можно рассчитать стоимости доставки груза «Российскими железными дорогами» (в оригинальном описании на iTunes – Russian Railways).
«Введите станцию отправления, станцию прибытия, груз, тип вагона, количество груза и рассчитайте расстояние, срок доставки и ее стоимость одним кликом», предлагает приложение. На логотипе приложения – железная дорога, слово «Тариф» и логотип РЖД.
«Ярко-красный цвет и прогрессивная графика нового фирменного знака ОАО «РЖД» наглядно демонстрируют, что компания готова к активным действиям в современных экономических условиях, — поясняла компания в 2007 году, проводя ребрендинг. – Уникальная монограмма, основанная на кириллической аббревиатуре, сохраняет аутентичность и российское происхождение компании, создавая при этом привлекательный образ для международной аудитории».
Спорное приложение на App Store – платное. Его цена – $6,98. Разработчик – Алексей Сироткин.
В его активе – еще три приложения Apple: быстрый поиск точек доступа Wi-Fi в Нью-Йорке, поиск транспортных средств городских систем общественного транспорта (если они оборудованы GPS-приемниками) на карте Google и приложение по горнолыжным курортам России.
Чтобы иметь возможность разработать и опубликовать приложение в App Store, разработчику необходимо присоединиться к iOS Developer Program, стоимость участия в программе составляет $99 в год. Используя документацию Apple, разработчик создает приложение, после чего отправляет его на оценку модераторам App Store, предварительно указав характеристики приложения, назначив ему цену и проставив ограничения на скачивания (возрастные, географические или иные).
Обычно приложение проходит модерацию в течение одной-двух недель, после чего публикуется в App Store, либо – в случае обнаружения каких-либо недостатков, описанных в App Review Guidelines, — разработчику приходит отказ с указанием пунктов App Review Guidelines, нарушенных им.
Фактическим распространением программного обеспечения занимается Apple, поэтому с точки зрения нарушения прав на товарный знак иск направлен верно, говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. «Если же американская корпорация посчитает, что разработчик ввел ее в заблуждение по поводу того, что все права на товарные знаки были ненадлежащим образом получены, то Apple уже будет переадресовывать данный иск разработчику», — добавил он.
«Ответственность за нарушение несет лицо, которое предлагает к продаже товар или услугу, в данном случае товар – программу, так что основания для предъявления иска есть, — считает гендиректор юридической компании «Зуйков и партнеры», патентный поверенный Сергей Зуйков. – Но сам общеизвестный знак РЖД не является основанием иска. Apple может заявить встречный иск о прекращении действия товарного знака РЖД № 341333 в связи с неиспользованием. Тогда РЖД придется доказывать использование знака для производства программ, либо знак будет аннулирован, а в иске о его защите отказано».
Ответ на запрос «Газеты.Ru» в Apple к публикации материала не поступил.
У Apple уже был негативный опыт суда с железными дорогами – правда, швейцарскими. В 2012 году американская корпорация выплатила Швейцарским федеральным железным дорогам (SBB) $21 млн в качестве компенсации за использование образа швейцарских железнодорожных часов в мобильных устройствах. Часы в новой операционной системе iOS 6 оказались очень похожи на циферблат железнодорожных часов SBB (их создал в 1944 году сотрудник SBB Ханс Хильфикер, и позднее циферблат стал одним из символов Швейцарии).