Пенсионный советник

Лисин объехал «Систему» на «Первой грузовой»

Владимир Лисин купил 25% ПГК, АФК «Система» намерена оспорить итоги торгов

Алексей Топалов, Екатерина Ткаченко 16.10.2012, 22:12
Первая грузовая компания досталась структурам Владимира Лисина ИТАР-ТАСС
Первая грузовая компания досталась структурам Владимира Лисина

На торгах по продаже 25% «Первой грузовой компании» победила структура бизнесмена Владимира Лисина. АФК «Система» Владимира Евтушенкова к торгам не была допущена и теперь готовится оспорить их результат.

«Российские железные дороги» завершили «конкурентные переговоры» с потенциальными покупателями 25% + 1 акция ОАО «Первая грузовая компания». «Лучшее обязывающее предложение получено от ООО «Независимая транспортная компания», которое готово заплатить за актив 50 млрд рублей», — сообщила монополия.

«РЖД готовят предложения в совет директоров и органы исполнительной власти о заключении прямой сделки с НТК на предложенных условиях», — добавляют в компании.

«Мы выполнили все выдвинутые продавцом условия и удовлетворены итогами переговоров. Думаю, менеджмент РЖД также должен быть удовлетворен, ведь конечная цена пакета существенно превышает его стартовую стоимость», — заявил генеральный директор ПГК Олег Букин. Ранее представители покупателя говорили о 45 млрд рублей.

«Независимая транспортная компания», входящее в холдинг Владимира Лисина UCL, уже владеет контрольным пакетом ПГК, в прошлом году она купила у РЖД 75% минус две акции ПГК на аукционе за 125,5 млрд рублей. Покупателя оставшихся у инфраструктурной монополии 25% акций было решено определить путем конкурентных переговоров.

Кроме компании Лисина заявку подала АФК «Система», которая была готова купить акции ПГК за 45 млрд рублей. Но она не была допущена к торгам.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу АФК Михаила Шамолина, «Систему» не допустили по формальным причинам: одним из требований к претендентам было отсутствие убытков. А «Система» по результатам 2011 года по стандартам российский системы бухгалтерского учета (РСБУ) показала убыток в 13,6 млрд рублей. Шамолин отметил, что убыток «носил бумажный характер и возник из-за переоценки активов». При этом он указал, что АФК «Система» — международная компания и отчитывается не по РСБУ, а по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), и именно исходя из прибыли по МСФО «Система» выплачивает дивиденды. По международным стандартам «Система» за прошлый год показала чистую прибыль в $218 млн.

Шамолин заявил, что «Система» будет оспаривать итоги торгов по 25% ПГК.

«Система» пока не определилась, будет ли она подавать судебный иск или обратится к совету директоров РЖД, который должен утвердить итоги продажи. Представитель АФК во вторник вечером был недоступен для комментариев.

«Первая грузовая компания» — крупнейший в Европе и СНГ оператор вагонов. Как ранее отмечал глава РЖД Владимир Якунин, на 25% ПГК ранее претендовали шесть компаний. При этом Якунин не раз говорил, что логично продать пакет именно структурам Лисина.

«АФК-Системе» не было смысла участвовать в этих торгах, учитывая, что речь идет о биржевых акциях. В случае победы возникли бы определенные сложности с управлением»,

— соглашается гендиректор InfraNews Алексей Безбородов, оценивая пакет акций, выставленный на торги в 30—50 млрд рублей.

«Я был несколько удивлен, что «Система» решила принимать участие в этом конкурсе. Так же, как и той новости, что их сняли с торгов. Чтобы участвовать в подобных торгах, нужно соответствовать их правилам», — соглашается аналитик «Атон» Никита Мельников.

В самой АФК «Система» заявляли, что покупка пакета в ПГК — часть стратегии компании по выходу на рынок железнодорожной транспортировки. Компания намерена стать одним из ведущих игроков в этом секторе,

говорила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Системы» Юлия Белоус. В рамках той же стратегии «Система» приобрела 100% компании «СГ-Транс» (крупнейший в России ж/д-перевозчик сжиженных углеводородных газов, также владеющий собственной сбытовой сетью). В конце сентября «Система» победила на торгах, заплатив за актив 22,77 млрд рублей при стартовой цене 10,09 млрд рублей. При этом, по оценкам экспертов рынка, справедливая цена актива не превышает 15—17 млрд рублей. Но и здесь у «Системы» оказалось не все удачно. В начале октября Московский арбитраж запретил продажу «СГ-Транса» по требованию «дочки» «Роснефти» ЗАО «РН-Транс», которая не была допущена к торгам. Структура «Роснефти» потребовала принять обеспечительные меры в связи с тем, что, по ее мнению, действия организатора торгов компании «Ренессанс Брокер» по ограничению участия в аукционе компаний с госучастием были незаконными.