Пенсионный советник

Airbus полетит без поддержки

Airbus перестанет получать государственные субсидии

Екатерина Геращенко 02.12.2011, 18:56
Thinkstock/Fotobank.ru

Евросоюз прекращает господдержку авиастроительной корпорации Airbus. В феврале 2012 года государственных субсидий может лишиться и американский концерн Boeing. Флагманские программы гражданской авиации разрабатывались с нарушениями требований Всемирной торговой организации.

Европейский союз отменил государственные субсидии для авиастроительной компании Airbus, признав, что они противоречат нормам Всемирной торговой организации. Детали решения будут оглашены в докладе ВТО, который будет опубликован на более позднем этапе его подготовки, говорят источники Financial Times.

Решение Евросоюза — результат многолетнего спора между промышленным лобби Европы и США. Если Америка сочтет изменения в программе госфинансирования авиакомпании недостаточно масштабными, это повлияет на размер импортных пошлин на товары из ЕС.

Вопрос субсидий остается самым конфликтным для ЕС и США в рамках Всемирной торговой организации. Страны обвиняют друг друга в незаконной поддержке авиакомпаний.

Американская корпорация Boeing и Airbus, штаб-квартира которой находится во Франции, работают в условиях дуополии: две конкурирующие компании фактически делят мировой рынок коммерческой авиации.

В мае текущего года ВТО постановила, что за счет незаконных государственных субсидий Airbus разработала почти весь парк своих самолетов. По подсчетам Boeing, Airbus получила $18 млрд незаконных государственных субсидий, включая $4 млрд на А380 — самый большой пассажирский лайнер.

Airbus оспаривает это, утверждая, что значительная часть финансирования предоставлялась не в форме субсидий, а за счет кредитов. Такой механизм ВТО считает законным.

Но, по данным ВТО, большинство кредитов, выданных Великобританией, Францией, Германией, Испанией, фактически были субсидиями для Airbus, так как ставки по ним не соответствовали рыночным. У ЕС было шесть месяцев на то, чтобы привести условия финансирования авиаконцерна в соответствие с рыночными, срок истек в четверг.

Представитель ЕС по торговле Джон Клэнси утверждает, что представленный пакет мер полностью соответствует рекомендациям ВТО и постановлению по делу о субсидиях Airbus.

Американские чиновники пока отказываются от детальных комментариев. «Дальнейшие шаги последуют после тщательной оценки заявления ЕС», — отметил официальный торговый представитель США Рон Кирк.

«Мы надеемся, что Airbus и государственные спонсоры компании продемонстрируют, что практика помощи, искажающая рыночные отношения, закончилась», — заявил представитель Boeing.

Руководитель пресс-службы Airbus Райнер Охлер заявил, что компания готова исполнить решение ВТО и призывает Boeing сделать то же самое.

«Мы понимаем, что для Boeing это будет ощутимая жертва, учитывая масштаб субсидий для компании и выводы ВТО», — добавил Охлер.

По словам Клэнси, Boeing может оказаться в аналогичной ситуации: в феврале будет объявлено решение по делу о субсидиях для американской корпорации на $5,3 млрд. По оценкам Airbus, США выдали субсидий Boeing не менее чем на $5 млрд.

Из-за антиконкурентной практики Airbus потеряла $45 млрд, утверждают европейские чиновники. «Boeing получал незаконные субсидии или льготы под разработку новых лайнеров, таких как 787 Dreamliner», – говорилось в официальном сообщении Airbus.

Маловероятно, что компания сможет отказаться от субсидий полностью, считает аналитик ФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Они могут быть изменены, проводиться по другим статьям», — не исключает он.

В ассортименте продукции крупных корпораций есть товары для широкого рынка и специального назначения, в частности техника для государственных нужд. Инвестиции в разработку такой продукции обычно превышают стоимость конечного продукта.

«Если госсубсидии отменить, вырастут расходы заказчика, а это государство, и их придется проводить по-другому», — отмечает Рожков.

До тех пор пока Boeing не отменит субсидии, на рынке коммерческой авиации будет ситуация неравной конкуренции: аналогичные модели у американской корпорации будут дешевле, чем у французской, считает Рожков.