Пенсионный советник

Электрички всех цветов объединили

МПК купила оператора подмосковных электричек

Анастасия Матвеева 29.09.2011, 18:42
Совладельцы «Аэроэкспресса» купили оператора подмосковных электричек ИТАР-ТАСС
Совладельцы «Аэроэкспресса» купили оператора подмосковных электричек

Совладельцы «Аэроэкспресса» Искандар Махмудов и Андрей Бокарев выкупили блокпакет «Центральной пассажирской пригородной компании» у московского правительства. Бизнес крупнейшего оператора электричек будет переориентирован на прибыльные комфортные перевозки. Избежать роста цен не удастся, уверены эксперты.

Правительство Москвы продало с аукциона блокирующий пакет акций «Центральной пассажирской пригородной компании» (ЦППК). Начальная цена аукциона составляла 76000 рублей, шаг аукциона – 3500 рублей. Победителем тендера стала «Московская пассажирская компания», которая, по данным источников в транспортной отрасли, заплатила за бумаги более 20 млн рублей.

В департаменте имущества города Москвы не смогли оперативно прокомментировать результаты аукциона.

«Московской пассажирской компанией» владеют «Интегрированные транспортные системы» и группа «Аэроэкспресс», аффилированная с бизнесменами Искандаром Махмудовым и Андреем Бокаревым.

В «Интегрированных транспортных системах» подтвердили факт покупки доли в ЦППК, отказавшись от дальнейших комментариев. В «Трансмашхолдинге», подконтрольном Махмудову и Бокареву, отказались от комментариев.

В «Аэроэкспрессе» рассказали, что аукцион проходил в закрытом формате, не уточнив состав участников.

ЦППК, крупнейшая компания России в сфере пригородных перевозок, была создана в январе 2006 года. Доля в подмосковных перевозках составляет 80%, по российскому рынку 52%. Компания перевозит пассажиров по курскому, казанскому, ярославскому, савеловскому, белорусскому и рижскому направлениям.

Правительство Москвы ориентируется на продажу активов во всех отраслях. «Все, что не связано с непосредственной реализацией полномочий правительства и функционирует в рыночном конкурентном сегменте, должно быть продано», — объяснял в интервью «Газете.Ru» Андрей Шаронов, вице-мэр Москвы.

В развитии пригородных железнодорожных перевозок чиновники выступают за государственно-частное партнерство, сообщал мэр Москвы Сергей Собянин, анонсируя программу развития транспорта в расширяющейся Москве.

50% минус 2 акции ЦППК владеют «Российские железные дороги», еще 25% принадлежит Подмосковью. В пресс-службе РЖД комментировать подробности аукциона отказались, добавив, что в совет директоров ЦППК войдет новый представитель от МПК.

«Стратегия компании останется прежней – это обеспечение пассажиров удобными пригородными перевозками и вывод бизнеса на безубыточный уровень», — отметили в пресс-службе.

В июне совет директоров РЖД предварительно одобрил продажу 25% минус 3 акции ЦППК, об этом «Газете.Ru» сообщали в монополии. «Цель продажи – привлечение частного капитала в реформирование Московского железнодорожного узла. Акции будут продаваться на свободных торгах с неограниченным количеством участников», – пояснили в РЖД.

С 2011 года РЖД передает пассажирские перевозки в новую организационно-правовую структуру – пригородные пассажирские компании, созданные РЖД совместно с региональными властями. К концу 2011 года будет 26 пригородных компаний. Цель реформы – выведение пригородных пассажирских перевозок на прибыльный уровень и выделение в самостоятельный бизнес.

Пока отрасль убыточна.

В 2011 году на покрытие убытков по пригородным перевозкам из федерального бюджета было выделено 25 млрд рублей. Еще 11 млрд выделят регионы. Но на 2012–2013 годы правительство приняло решение не дотировать отрасль.

МПК вложила деньги в убыточную компанию, но «они сумели сделать «Аэроэкспресс», обращает внимание генеральный директор Infranews Алексей Безбородов. Сумма, вложенная в ЦППК, несопоставима с многомиллиардным бизнесом «Московской пассажирской компании», добавляет он.

Безбородов полагает, что бизнес-план ЦППК будет сопоставим с программой развития «Аэроэкспресса». «Разберутся с доходами, издержками, выводом компании на безубыточный уровень — посчитают рентабельность, отсекут ненужные маршруты и установят сроки окупаемости в 4–5 лет», — уверен аналитик.

«Скорее всего, они разделят убыточный и доходный бизнес», — говорит профессор Высшей школы экономики Анатолий Федоренко. На уровне безубыточности, по его мнению, могут функционировать специальные маршруты с поездами повышенной комфортности и дополнительным сервисом.

Эксперты прогнозируют рост цен на билеты по маршрутам ЦППК.

«Из-за этого снизится мобильность пассажиров», — добавляет Безбородов.