Путин зовет на край света

Правительство хочет сделать Дальний Восток ближе

ИТАР-ТАСС
Для развития Дальнего Востока будет создан специальный Фонд прямых инвестиций, пообещал премьер Владимир Путин. Деньги пойдут на развитие инфраструктуры, рыболовства, лесопереработки и туризма. Обещаны льготы бизнесу и гражданам. Это должно помочь интегрировать в российскую экономику регион, который активно осваивают китайцы.

ВЭБ создаст Фонд прямых инвестиций для интеграции Дальнего Востока в экономическое пространство России, заявил в понедельник премьер Владимир Путин на конференции «Единой России» в Хабаровске. Фонд обеспечит реализацию инвестиционных проектов и возьмёт на себя информационную, имиджевую поддержку дальневосточных территорий, их продвижение как перспективной площадки для вложения капиталов, уточнил Путин.

«Авторитет ВЭБа позволит привлечь к участию в работе фонда крупные российские и иностранные финансовые институты, банки и инвестиционные компании», — надеется премьер. На первом этапе портфель инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке фонда, может составить примерно 80–90 млрд рублей.

Сейчас общий кредитный портфель ВЭБа, а также банков с госучастием (ВТБ, Сбербанка) по дальневосточным проектам уже превышает 270 млрд рублей.

Приоритетными для инвестиций станут рыбная и лесная отрасли, электроэнергетика, а также авиационные и железнодорожные перевозки. Планируется развивать и туризм.

«Внешэкономбанк готовит проект создания фонда прямых инвестиций для рассмотрения на ближайшем заседании наблюдательного совета банка», — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе ВЭБ.

Первым делом премьер поручил ускорить прохождение через Госдуму поправок в закон о рыболовстве и аквакультуре (выращивании и воспроизводстве морских биоресурсов). Второе поручение Путин дал руководству ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) — разработать вместе в ВЭБом федеральную лизинговую программу в целях развития рыболовного судостроения.

Глава ВЭБа Владимир Дмитриев отметил, что банк уже реализовал лизинговую схему в нескольких проектах. «Два танкера повышенного ледового класса уже были переданы «Совкомфлоту» по этой схеме», — сообщил он.

Ранее глава Росрыболовства Андрей Крайний заявлял, что суда, на которых добывают рыбу российские компании, очень энергозатратны, а потому продукция неконкурентоспособна, например, по сравнению с продукцией норвежских рыбаков. По оценке Росрыболовства,

70% отечественного рыбфлота выработало своей ресурс. Если сейчас не начать строительство новых судов, через пять-семь лет отрасль развалится.

ОСК уже запустила программу льготного лизинга под 2,6% годовых на строительство траулеров и объявила конкурс среди лизинговых операторов. Но заявок на лизинг мало. Банки также не горят желанием участвовать в финансировании лизинга судов.

Немного лучше ситуация с лесопереработкой. Сейчас на Дальнем Востоке строятся 12 крупных лесоперерабатывающих комплексов мощностью 6,5 млн кубометров в год.

«Думаю, что мы уже готовы к тому, чтобы поставить цель через семь-восемь лет перерабатывать у себя практически весь лес, который добывают на Дальнем Востоке, и вместо кругляка поставлять на экспорт готовую продукцию», — поставил задачу Путин.

Для привлечения на Дальний Восток туристов правительство поручит МИД России разработать порядок безвизового пребывания иностранцев сроком до 72 часов. Сейчас такая практика действует в Санкт-Петербурге для иностранцев, прибывающих в город на круизных лайнерах.

Кроме того, Путин попросил фракцию единороссов в Госдуме ускорить принятие поправок в закон об особо охраняемых природных территориях. «Есть еще одна сфера, которая может стать важнейшим фактором конкурентоспособности всего Дальнего Востока, — уникальные природные объекты», — сказал Путин. Но они сейчас «практически недоступны: нет удобных транспортных маршрутов, нет гостиниц, нет элементарных удобств — по сути, нет туристического бизнеса».

К решению проблем Приморья Путин велел подключиться и Федеральной антимонопольной службе. Ей поручено обратить внимание на возможное завышение стоимости аренды вагонов «дочек» РЖД. Премьер-министр поддержал предложение и о разработке спецтарифа для грузоотправителей по железным дорогам Дальнего Востока.

Это предложение стало реакцией премьера на заявление представителя компании Petropavlovsk. Она столкнулась с резким ростом стоимости перевозки продукции (с $13 до $43 за 1 тонну), которую экспортирует в Китай. Стоимость транспортировки ставит под сомнение эффективность разработки месторождений Дальнего Востока, подчеркнул представитель компании.

По данным представителя Petropavlovsk, затраты на аренду вагонов у «дочек» РЖД составляют 60% в общей стоимости транспортировки.

Вагонная составляющая занимает максимум 20% в общей стоимости транспортировки, возразил глава РЖД Владимир Якунин. Но без субсидий и специального тарифа с этой стоимостью компаниям не справиться: «это просто очень далеко», признал он.

Чтобы Приморье стало доступнее, правительство продолжит и программу по субсидированию пассажирских перевозок из районов Дальнего Востока. Стоимость полетов будет снижаться, пообещал премьер. По его данным, со времени введения льгот на билеты для жителей Дальнего Востока ими воспользовались полмиллиона человек. В 2011 году расходы на программу составят 2,5 млрд рублей.

Но при этом премьер подчеркнул, что разберется, из чего вообще складывается стоимость билета. «До Нью-Йорка подчас долететь дешевле, чем из Москвы до Владивостока», — посетовал он.

Интерес властей к Дальнему Востоку связан с желанием расширить отношения с нашим стратегическим партнером Китаем и в целом с интересом к Азиатско-Тихоокеанскому региону, полагают эксперты. «После газовых войн в Европе и на фоне их желания найти замену российским углеводородам вполне логично выглядит наш интерес к восточным соседям, тем более что регион бурно развивается», — говорит партнер BDO в России Елена Матросова.

Бизнесу будут интересны для инвестиций прежде всего «инфраструктурные проекты по обслуживанию новых транспортных линий с восточными соседями - трубопроводы, ж/д сообщение», полагает Матросова. Энергетика, сырьевые ресурсы, лесное хозяйство, рыболовство – это то, что может быть интересно иностранным инвесторам в регионе в первую очередь, добавляет Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев.

Не стоит забывать и об опасности поглощения Дальневосточного региона со стороны Китая, предупреждает профессор кафедры региональной экономики и экономической географии ГУ ВШЭ Алексей Скопин.

«В регионе проживают порядка 300 тысяч китайцев. У них есть программа стимулирования соотечественников, которые заключают браки с россиянами»,

— говорит Скопин. «Для развития Дальневосточного региона нужны трудовые ресурсы. Своих у нас там нет — неизбежно приходится использовать труд китайцев. При этом территории огромные — контроль усложнен», — соглашается Матросова.

«Для развития Дальневосточного региона нужны трудовые ресурсы, своих у нас там нет, неизбежно приходится использовать труд китайцев. При этом территории огромные, контроль усложнен», - соглашается Матросова.

В первую очередь госсредства следует потратить на привязку Дальнего Востока к основной части России. Любыми способами, уточняет руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин.

Но крайне опасно развивать только приморские области ДВ. Необходимо как минимум обживать окрестности Транссиба/БАМа по всему его протяжении, начиная от Зауралья.

«Интерес России в Дальневосточном регионе должен состоять в том, чтобы строить транзитный коридор в Европу через свою территорию. Однако РЖД за прошедшие 20 лет так и не осилила масштабной реконструкции Транссиба и обеспечения его контейнерными перевозками - китайские, японские, корейские грузы поступают в Европу морским путем», - говорит Калинин.