СМС дошли до суда

МТС обвинили в незаконном взимании платы за входящие СМС

Андрей Ковалевский, Игорь Бахарев 12.07.2010, 18:56
kiwanja/flickr.com (CC BY 2.0)

Компания МТС нарушала закон, посылая абонентам платные СМС-сообщения, считают в Обществе защиты прав потребителей, которое уже обратилось в суд. В МТС с претензиями не согласны: входящие SMS с коротких номеров — это контентный сервис, который по согласованию с абонентом может быть платным.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало иск в Таганский районный суд Москвы против компании «Мобильные Телесистемы» (МТС) по поводу многочисленных жалоб потребителей на взимание платы за СМС-сообщения, приходящие с коротких номеров. Открывая эти сообщения, пользователи автоматически попадали на платные ресурсы, и с их счетов списывались деньги. «При этом полной информации о стоимости услуги до совершения оферты не было, как не было и гарантий, что эта услуга будет оказана», — уточняет ОЗПП.

МТС оправдывает такие действия условиями контракта, говорят правозащитники. Там есть пункт, гласящий, что «при получении/отправке СМС/ММС-сообщений по коротким номерам сети МТС стоимость указывается отдельно». И такой пункт присутствует во всех розничных договорах купли-продажи МТС на новые тарифные планы, отмечают в ОЗПП.

Защитники прав потребителей считают, что данные условия договора противоречат Федеральному закону «О связи», где ясно сказано, что «телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом», не подлежит оплате абонентом.

«Другими словами, все входящие СМС должны быть бесплатными, — говорится в исковом заявлении. — Поскольку данные короткие номера были представлены контент-провайдером, то очевидно, что по входящим СМС инициатором соединения является именно он».

При этом, отмечает ОЗПП, «оператор (компания МТС) получает двойную выгоду — средства от партнера и плату за звонок или сообщение абонента по его тарифу». ОЗПП требует через суд отмены пункта в договоре МТС о платных входящих СМС-сообщениях. Тогда «в дальнейшем потребители смогут избежать множества мошеннических уловок», считают в организации.

В МТС с претензиями правозащитников не согласны. В компании утверждают, что действуют в рамках закона. «Пункт закона «О связи» (ст. 54), на который ссылается Общество защиты прав потребителей, предъявляя оператору претензии, говорит о том, что оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, — говорит пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. — В то время как при получении СМС с коротких номеров имеет место не телефонное соединение, а оказание (по согласованию с абонентом) дополнительных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности (что допускается лицензией)».

Отвергают в МТС и обвинение в рассылке СМС-сообщений, открывая которые, пользователи автоматически попадают на платные ресурсы. «Мы достоверно и своевременно информируем своих абонентов о возможности пользования сервисами контент-провайдеров», — говорит Осадчая. И

тарификация услуги производится только после получения от абонента подтверждения его согласия на приобретение контента — например, отправкой СМС на короткий номер, нажатием клавиши, введением кода и пр.

«Если мы получаем жалобу на некорректное оказание услуги контент-провайдером, разбираемся по каждому отдельному случаю», — утверждает Осадчая.

«Исход дела будет зависеть от того, удастся ли ОЗПП доказать, что получение СМС-сообщения действительно повлекло списание денежных средств с лицевого счета абонента, ведь законом «О связи» установлено, что за входящие соединения абонент не должен платить», — говорит старший юрист юридической компании «Налоговик» Антон Кротин. Если ОЗПП это удастся, МТС должны будут внести изменения в свой договор, а у абонентов появятся основания обращения с исками к оператору.

«Шансы удовлетворения иска мной расцениваются как 50 на 50», — говорит юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Мария Бондаревская. У ОЗПП уже был положительный опыт судебного разбирательства с МТС, напоминает она: суд постановил убрать из условий гарантий МТС требование о предъявлении обязательного чека потребителем. Но есть и отрицательная практика, когда ОЗПП терпело поражение в войне с крупнейшими телефонными операторами. «Все осложняется тем, что

действующим законодательством действительно предусмотрено право операторов в одностороннем порядке изменять условия договора с абонентом. И для того, чтобы таких ситуаций не возникало, было бы неплохо ограничить операторам данное право, прямо прописав исключения в законе, чтобы не было поводов для мошенничества»,

— добавляет Бондаревская.

А вот Кротин уверен, что даже изменения в законодательстве вряд ли смогут предотвратить возникновение подобных ситуаций в дальнейшем. Для этого необходимы усилия правоохранительных органов, считает он.