Росавиация сотрясла воздух

Авиакомпаниям грозят отзывом лицензий

ИТАР-ТАСС
Росавиация пригрозила отзывом лицензии сразу 11 перевозчикам, чье финансовое состояние вызывает серьезные опасения. У них есть две недели, чтобы подготовить бизнес-планы и решить, как избавиться от долгов. Подобные проблемы есть почти у всех российских перевозчиков, говорят эксперты, и контрольными методами их не решить: долги рано или поздно придется взять на себя государству.

Банкротством и отзывом лицензии калининградской авиакомпании «КД Авиа» дело, похоже, не закончится. Российские авиационные власти всерьез решили взяться за финансовое оздоровление отечественных авиакомпаний. В пятницу Росавиация вынесла предупреждение сразу 11 перевозчикам. Среди них есть те, которые войдут в состав создаваемой «Ростехнологиями» и правительством Москвы «Росавиа»: ГТК «Россия», «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы». Проблемы нашлись и у чартерной «ВИМ-Авиа», и у двух «дочек» «Аэрофлота» — «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд». В числе компаний, чье финансово-экономическое состояние рассматривалось в пятницу на заседании сертификационной комиссии Росавиации, также несколько региональных авиакомпаний — «Космос», SkyExpress, «Московия», «Татарстан», «Мирнинское АП».

Как стало известно «Газете.Ru», на комиссии были выслушаны доклады перевозчиков. Речь шла о нынешнем состоянии, текущих задолженностях, бизнес-планах авиакомпаний. «В результате анализа финансового состояния авиакомпаний, имеющих задолженность по операционной деятельности, в Пенсионный фонд Российской Федерации, за аэронавигационное обслуживание, перед кредитными организациями им вынесены предупреждения и даны рекомендации по устранению выявленных нарушений», — говорится в сообщении Росавиации. Правда, о каких суммах долгов идет речь, в Росавиации не уточнили. Регулятор лишь дал понять, что положение этих компаний не такое тяжелое, как «КД Авиа», которая инициировала банкротство и прекратила обслуживание пассажиров.

По сведениям «Газеты.Ru», уже в начале октября названные авиакомпании снова будут приглашены в Росавиацию с внятными докладами и бизнес-планами, также на это заседание могут попасть «Сибирь» и «Трансаэро».

Пока в своих комментариях попавшие под обструкцию авиакомпании очень осторожны. Официально на требования Росавиации отреагировала только «ВИМ-Авиа». По итогам заседания авиакомпания распространила сообщение, где указывает, что «условия деятельности авиакомпаний были признаны удовлетворяющими требованиям авиавластей». «Бизнес-план авиакомпании на период осенне-зимней навигации изменениям подвергаться не будет, — говорится в пресс-релизе. — В частности, финансовое положение «ВИМ-Авиа» было признано стабильным». Авиакомпания даже нашла повод похвалиться: «ВИМ-Авиа» была отмечена как единственная авиакомпания в России, парк которой, состоящий из воздушных судов Boeing 757-200, находится в полной собственности перевозчика». Как говорят эксперты, наиболее проблемная авиакомпания из всех вошедших в список — ГТК «Россия». «Она должна «Сибнефти» и «Газпромнефти», «Роснефти» и аэропорту «Пулково», Газпромбанку и ВТБ», — говорит источник «Газеты.Ru» близкий к авиакомпании.

«Все эти увещевания Росавиации — что мертвому припарка. Проблемы перевозчиков административными способами не решаются,

— говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Очевидно, что большинство, если не все российские авиакомпании в смысле долговой нагрузки находятся в катастрофическом состоянии. Ни одна авиакомпания из операционных денег долги отдать не сможет в принципе». По мнению экспертов, вопрос состояния воздушного парка, как и в октябре прошлого года, зависит исключительно от выполнения антикризисных правительственных мероприятий. «К сожалению, большинство из того, что могло бы помочь из плана премьер-министра Владимира Путина, выполнено не было. Например, госгарантии по кредитам авиакомпаний. Отсрочки таможенных платежей по лизингу техники на шесть месяцев тоже, по сути, не действует», — говорит Рыбак.

Премьер Путин распорядился выделить средства из бюджета для спасения «КД Авиа», но деньги до компании так и не дошли.

«Зато за этот год наши перевозчики смогли привлечь несколько коммерческих кредитов на совершенно зверских условиях, — добавляет эксперт. — Хотя тут уже непонятно, что лучше: брать или не брать».

Вот и Минтранс составил антикризисный план. Контрольные меры в нем есть, и они худо-бедно выполняются, а тех, которые реально улучшили бы жизнь перевозчикам, нет, поэтому и долги нарастают, говорят эксперты.

При этом долги «КД Авиа», так же как и AirUnion, похоже, никто компенсировать не собирается. Власти Калининградской области уже заявили о намерении создать нового регионального перевозчика. «Всю вину возложили на неэффективный менеджмент. А на деньги, которые должны были выделить в помощь, создадут новенькую авиакомпанию, — констатирует Рыбак. — Надеюсь, что все-таки этого не произойдет. Иначе доверие у людей упадет окончательно».

Эксперты надеются, что у Росавиации «хватит ума не останавливать деятельность перевозчиков». Если лицензий лишатся сразу несколько перевозчиков, не исключено, что возникнет серьезный дефицит провозных мощностей. В ситуации с «КД Авиа» и AirUnion, когда на рынке наблюдался, по сути, коллапс, пассажиры были подхвачены авиакомпаниями, у которых дела получше — «Аэрофлотом», «Трансаэро». Но и их возможности не безграничны.

Правительству рано или поздно придется заплатить $2-3 млрд долгов за должников, считают эксперты.