Белоруссия ищет контрабанду в пробках

Как Лукашенко хочет проучить Россию

Алина Распопова 08.12.2014, 17:26
Reuters

На границе России и Белоруссии внезапно образовалась 15-километровая пробка из грузовиков. Водителям приходится стоять в очереди двое суток. Причиной затора стало возобновление Белоруссией таможенного досмотра. Российские дальнобойщики уверены, что стали заложниками политических разногласий двух стран.

Пробка из фур длиной около 15 км скопилась на границе России и Белоруссии на трассе М1, основной магистрали, связывающей обе страны. Водителям-дальнобойщикам, следующим в Белоруссию, приходится тратить около двух дней на прохождение таможенного контроля. В очереди стоят как российские, так и иностранные водители. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

У стоящих в пробке российских дальнобойщиков белорусские таможенники продолжительное время проверяют документы. По мере возникновения вопросов, претензий и подозрений они принимают решение о тщательном досмотре фур. При этом таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии был прекращен с апреля 2011 года. Такой шаг был сделан в связи со вступлением в силу соглашений о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, согласно которым транспортный контроль осуществляется на внешних границах Таможенного союза.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. «Есть информация о единичных случаях», — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.

Между тем, по информации самих водителей, застрявших на границе, продолжительность заторов гораздо выше.

«Стоят в пробке все: и россияне, и прибалты, и белорусы, — сообщил «Газете.Ru» Войтко. — Но только при проверке одни сразу проскакивают погранпереход, а других проверяют с документами.

Весь этот процесс происходит очень долго, можно застрять и на двое суток, — говорит Войтко. — И одно дело, когда их задерживают при проверке, так еще минимум сутки приходится ждать самого перехода границы. Белорусские таможенники тщательно инспектируют все фуры, которые следуют из России в Европу транзитом. А пока проверяются документы, водители вынуждены там мерзнуть. Мне отзванивались несколько ребят — им совершенно непонятно, почему так происходит, ведь все привыкли, что в Белоруссии границу можно проходить достаточно свободно.

Сейчас «хвост» пробки растянулся на 12–15 км. Получается, что там стоит около 700 фур и под конец рабочего дня ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Проблемы с пересечением границы возникли исключительно у фур — легковой транспорт пересекает границу в обычном режиме».

Председатель союза уверен, что причиной усиленных проверок белорусскими пограничниками грузовиков, следующих из России, стали политические взаимоотношения между соседними государствами. При этом неприятности ложатся на простых водителей и перевозчиков, которые вынуждены нести серьезные издержки из-за простоев.

«Око за око, зуб за зуб, — говорит Войтко. — Как это и бывает в межгосударственных отношениях.

До этого инцидента фуры усиленно проверяла российская таможня, теперь белорусы отвечают тем же. Что бы они ни объясняли, мы знаем истинные побудительные мотивы.

Государства обмениваются колкостями, а рикошетом все это бьет по водителям и бизнесменам».

Отметим, что о пробках на границе России и Белоруссии из-за тщательных проверок фур ранее сообщали и местные СМИ. Отмечается, что проверки проводятся для пресечения попыток незаконных перевозок, в том числе топлива. Согласно данным гомельского УВД, в ночь с 4 на 5 декабря были пресечены четыре попытки незаконного провоза потребительского импорта.

О больших пробках также стали писать и пользователи соцсетей.

Между тем ранее сообщалось, что Россельхознадзор вернул более 360 тонн европейской плодоовощной продукции, которую пытались поставить в Россию через Белоруссию.

Так, с 24 по 27 ноября в пунктах предварительного уведомления «Красная горка», «Кругловка» и «Красный камень» инспекторами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям запрещен транзит 19 партий польской и греческой подкарантинной продукции общим весом более 360 тонн, следовавшей в Республику Казахстан. Все эти пункты предварительного уведомления пунктами пропуска не являются.

С 24 ноября Россельхознадзор обязал осуществлять транзит растительной продукции через территорию России в третьи страны, в том числе в Казахстан, только через пункты пропуска, расположенные на государственной границе.

На этот шаг ведомство было вынуждено пойти из-за участившихся в последнее время случаев контрабанды. Раньше такой контроль мог осуществляться также на пунктах пропуска на границе Белоруссии и Казахстана.

Таким образом Россия планирует бороться с контрабандой мяса неизвестного происхождения с использованием поддельных сертификатов. Кроме того, Россельхознадзор ужесточил транзит продуктов через территорию России, введя новую схему контроля за ввозом растительной и животноводческой продукции из Белоруссии.

Отметим, что еще один политический скандал возник в конце ноября, когда российская таможня ужесточила правила въезда для всех автомобилей с литовскими номерами. Так, российские пограничники ввели стопроцентный досмотр всех легковых и грузовых автомобилей с литовскими номерами при пересечении границы с Калининградской областью. По данным Службы охраны государственной границы Литвы (СОГГЛ), в результате при проходе границы каждый литовский водитель, въезжающий в Россию или выезжающий из Калининградской области, теряет около четырех часов.

Литовские дипломаты назвали эти действия дискриминационными и наносящими урон межгосударственным отношениям в области экономики. Замминистра иностранных дел направил ноту протеста российскому послу и пообещал поставить в известность руководство ЕС.

Инцидент связали с недавним заявлением президента Литвы, в котором она назвала Россию «террористическим государством», выражая поддержку позиции Украины в конфликте на Донбассе.

Более того, литовские власти объявили, что готовы помогать украинцам оружием, лечить раненых солдат и проводить обучение военнослужащих украинской армии. Именно после этих событий литовские грузоперевозчики и столкнулись с проблемами.

Сразу вслед за российско-литовской границей огромные пробки из грузовиков образовались и на границе с Латвией. Очередь на прохождение границы растягивалась более чем на 400 машин, а время ожидания достигало 30 часов.

Латвийская сторона тогда сообщила, что пробка возникла из-за российских таможенников, сделавших проверки транспорта более тщательными. Не исключено, что очереди в Латвии спровоцировали именно литовские фуры, которые решили избежать пробок, воспользовавшись переходом через латвийско-российскую границу.

«Российская сторона начала выполнять усиленные контрольные мероприятия, поэтому начинают образовываться очереди грузовых автомобилей и существенно увеличивается время прохождения границы для грузового автотранспорта на КПП «Терехово» — «Бурачки» и «Гребнево» — «Убылинка», — говорилось в официальном сообщении ведомства.

Что касается Латвии, то сначала латвийские власти выслали из страны российского политолога Константина Симонова, спровоцировав резкую реакцию российского МИДа, а затем заявили, что недалеко от латвийских территориальных вод зафиксирована российская подлодка. Это заявление вызвало язвительную реакцию со стороны Минобороны РФ.